Создаем музыку (LITE-версия). Часть 2
от M_N
...А сегодня – об аккордах, что это такое и как их совмещать с мелодией.
Содержание:
>> Что такое аккорд
>> Подбираем аккорды
>> По какому принципу подбирать аккорды?
>> Совмещаем аккорды с мелодией
Что такое аккорд
В прошлой статье я говорил, что в каждой гамме есть тоника. Давайте возьмем гамму «ДО-мажор», и сыграем одновременно ее первую, третью и пятую ноту, до, ми и соль:
Мы услышали совокупность трех нот, создающую довольно светлую, бодрящую атмосферу. Это – мажорный аккорд, а конкретнее, аккорд «до-мажор». То есть для того, чтобы получить аккорд, нужно взять одновременно первую, третью и пятую ноту гаммы.
А что, если взять первую, третью и пятую ноты гаммы «ЛЯ-минор», ля, до и ми? Давайте попробуем:
Звучит грустно. Это – минорный аккорд, аккорд «ЛЯ-минор».
Если построить по такому принципу аккорды от всех остальных нот до-мажорной гаммы, то мы получим такой список:
* Рэ-минор
* Ми-минор
* Фа-мажор
* Соль-мажор
Я не упомянул ноту СИ, поскольку от нее ни мажорный, ни минорный аккорд не получается. Так что, пожалуй, эту тему пройдем мимо.
Подбираем аккорды
Если в музыкальной композиции использовать один аккорд – будет скучно. Гораздо веселее, когда аккордов несколько, например, три:
Первый аккорд, до-мажор, построен от тоники, первой ноты. Второй, фа-мажор, от четвертой ноты. Третий, соль-мажор, от пятой ноты. И в самом конце снова играем первый аккорд, до-мажор.
Вы заметили, что между аккордами существует такое же тяготение, как между нотами в гамме? Если бы выше не прозвучал заключительный аккорд, до-мажор, у вас возникло бы ощущение незавершенности – желание, чтобы он все-таки прозвучал:
На этом принципе тяготения построена вся музыка.
А по какому принципу подбирать аккорды?
Самый простой вариант – брать аккорды, построенные от первой, четвертой и пятой ноты гаммы. Для тональности до-мажор мы уже определили аккорды – до, фа и соль мажор. Теперь попробуем подобрать аккорды к ля-минору:
Получается ля, рэ и ми-минор.
Но постоянно использовать только одни эти аккорды для мажора и минора – неинтересно. Поэтому есть такая полезная штука, как кварто-квинтовый круг:
На нем нарисованы какие-то непонятные буквы – это названия нот:
* C – до
* D – рэ
* E – ми
* F – фа
* G – соль
* A – ля
Если стоит просто большая латинская буква, значит это мажорный аккорд: C – аккорд «до-мажор». Если после большой латинской буквы стоит маленькая буква m, то это минорный аккорд – Am соответствует аккорду «ля-минор».
Сейчас для нас все, что не входит в красное выделение, ненужно, поэтому убираем лишнее:
Если нам надо построить последовательность аккордов (прогрессию) для гаммы (а, правильнее сказать, тональности) до-мажор, пробуем любые комбинации из представленных на скрине выше аккордов с одним простым правилом – цепочка должна закончиться аккордом «до-мажор».
Например, так будет звучать цепочка «C-Am-G-C»:
А так – «G-C-Em-C»:
Хорошо, а что если придумать прогрессию для ля-минора? Послушаем, как будет звучать «Am-Dm-F-Am»:
Экспериментируйте!
Совмещаем аккорды с мелодией
Самый простой вариант – на каждый аккорд играть одну и ту же мелодию:
Мы придумали простую мелодию в тональности до-мажор, и играем ее же на аккорды до, фа и соль. На последний же аккорд мы играем просто ноту до, чтобы в нее разрешилась нота си, звучавшая в конце мелодии.
Теперь давайте внесем разнообразие – каждый раз будем немного менять мелодию:
Или можно заморочиться:
Это – кусок из одного моего трека, который у меня лежит в качестве дэмо-записи. Тут на каждый аккорд играется своя мелодия (правда, с неизменным ритмическим рисунком), подчеркивая особенности того лада, которому соответствует звучащий аккорд.
Трек написан в тональности «ля-минор», и имеет такую последовательность аккордов: Am-F-G-Am. Мы знаем, что из тональности «ля-минор», выбрав за тонику ноту ФА, получим лидийский лад, и выбрав ноту СОЛЬ, получим миксолидийский лад. И если послушать пример внимательно, то:
* На аккорде ЛЯ-минор (первый аккорд) мелодия создает грустную, печальную атмосферу, что типично для натурального минора.
* На аккорде ФА-мажор (второй аккорд), напротив – светлое, слегка мечтательное настроение, поскольку звучат характерные для лидийского лада ноты.
* На аккорде СОЛЬ-мажор (третий аккорд) мелодия навевает некую радость, свойственную миксолидийскому ладу.
* И снова звучит ЛЯ-минор (четвертый аккорд), возвращая нас в грусть и печаль.
Далее всё повторяется по второму кругу.
Эпилог
Итак, теперь мы умеем сочинять мелодии и придумывать под них аккорды. На этом я закрываю тему о нотах, гаммах, аккордах и всего прочего – в следующих статьях расскажу кое-что об аранжировке.
Всем пока!
Содержание:
>> Что такое аккорд
>> Подбираем аккорды
>> По какому принципу подбирать аккорды?
>> Совмещаем аккорды с мелодией
Что такое аккорд
В прошлой статье я говорил, что в каждой гамме есть тоника. Давайте возьмем гамму «ДО-мажор», и сыграем одновременно ее первую, третью и пятую ноту, до, ми и соль:
Мы услышали совокупность трех нот, создающую довольно светлую, бодрящую атмосферу. Это – мажорный аккорд, а конкретнее, аккорд «до-мажор». То есть для того, чтобы получить аккорд, нужно взять одновременно первую, третью и пятую ноту гаммы.
А что, если взять первую, третью и пятую ноты гаммы «ЛЯ-минор», ля, до и ми? Давайте попробуем:
Звучит грустно. Это – минорный аккорд, аккорд «ЛЯ-минор».
Если построить по такому принципу аккорды от всех остальных нот до-мажорной гаммы, то мы получим такой список:
* Рэ-минор
* Ми-минор
* Фа-мажор
* Соль-мажор
Я не упомянул ноту СИ, поскольку от нее ни мажорный, ни минорный аккорд не получается. Так что, пожалуй, эту тему пройдем мимо.
Подбираем аккорды
Если в музыкальной композиции использовать один аккорд – будет скучно. Гораздо веселее, когда аккордов несколько, например, три:
Первый аккорд, до-мажор, построен от тоники, первой ноты. Второй, фа-мажор, от четвертой ноты. Третий, соль-мажор, от пятой ноты. И в самом конце снова играем первый аккорд, до-мажор.
Вы заметили, что между аккордами существует такое же тяготение, как между нотами в гамме? Если бы выше не прозвучал заключительный аккорд, до-мажор, у вас возникло бы ощущение незавершенности – желание, чтобы он все-таки прозвучал:
На этом принципе тяготения построена вся музыка.
А по какому принципу подбирать аккорды?
Самый простой вариант – брать аккорды, построенные от первой, четвертой и пятой ноты гаммы. Для тональности до-мажор мы уже определили аккорды – до, фа и соль мажор. Теперь попробуем подобрать аккорды к ля-минору:
Получается ля, рэ и ми-минор.
Но постоянно использовать только одни эти аккорды для мажора и минора – неинтересно. Поэтому есть такая полезная штука, как кварто-квинтовый круг:
На нем нарисованы какие-то непонятные буквы – это названия нот:
* C – до
* D – рэ
* E – ми
* F – фа
* G – соль
* A – ля
Если стоит просто большая латинская буква, значит это мажорный аккорд: C – аккорд «до-мажор». Если после большой латинской буквы стоит маленькая буква m, то это минорный аккорд – Am соответствует аккорду «ля-минор».
Сейчас для нас все, что не входит в красное выделение, ненужно, поэтому убираем лишнее:
Если нам надо построить последовательность аккордов (прогрессию) для гаммы (а, правильнее сказать, тональности) до-мажор, пробуем любые комбинации из представленных на скрине выше аккордов с одним простым правилом – цепочка должна закончиться аккордом «до-мажор».
Например, так будет звучать цепочка «C-Am-G-C»:
А так – «G-C-Em-C»:
Хорошо, а что если придумать прогрессию для ля-минора? Послушаем, как будет звучать «Am-Dm-F-Am»:
Экспериментируйте!
Совмещаем аккорды с мелодией
Самый простой вариант – на каждый аккорд играть одну и ту же мелодию:
Мы придумали простую мелодию в тональности до-мажор, и играем ее же на аккорды до, фа и соль. На последний же аккорд мы играем просто ноту до, чтобы в нее разрешилась нота си, звучавшая в конце мелодии.
Теперь давайте внесем разнообразие – каждый раз будем немного менять мелодию:
Или можно заморочиться:
Это – кусок из одного моего трека, который у меня лежит в качестве дэмо-записи. Тут на каждый аккорд играется своя мелодия (правда, с неизменным ритмическим рисунком), подчеркивая особенности того лада, которому соответствует звучащий аккорд.
Трек написан в тональности «ля-минор», и имеет такую последовательность аккордов: Am-F-G-Am. Мы знаем, что из тональности «ля-минор», выбрав за тонику ноту ФА, получим лидийский лад, и выбрав ноту СОЛЬ, получим миксолидийский лад. И если послушать пример внимательно, то:
* На аккорде ЛЯ-минор (первый аккорд) мелодия создает грустную, печальную атмосферу, что типично для натурального минора.
* На аккорде ФА-мажор (второй аккорд), напротив – светлое, слегка мечтательное настроение, поскольку звучат характерные для лидийского лада ноты.
* На аккорде СОЛЬ-мажор (третий аккорд) мелодия навевает некую радость, свойственную миксолидийскому ладу.
* И снова звучит ЛЯ-минор (четвертый аккорд), возвращая нас в грусть и печаль.
Далее всё повторяется по второму кругу.
Эпилог
Итак, теперь мы умеем сочинять мелодии и придумывать под них аккорды. На этом я закрываю тему о нотах, гаммах, аккордах и всего прочего – в следующих статьях расскажу кое-что об аранжировке.
Всем пока!