Альтиметр


- Скиф. К взлёту готов.
   - Ожидайте сигнала, Скиф.
   Валерий с нетерпением посмотрел на взлётную полосу перед собой. Совсем скоро он поднимет в воздух этот новый истребитель, единственный экземпляр во всём мире.
   Каратель-17. Тестовый образец. Совместная разработка русских и японских инженеров. До того как запустить массовое производство, необходимо проверить его на реальном полёте. Именно это и поручили выполнить майору Валерию Нагорову.
   - Скиф, говорит База. Можете начинать взлёт.
   - Вас понял.

   В двенадцати километрах от полигона была расположена маленькая деревня. Там обосновались семьи некоторых военных. Ольга, жена Валерия, посматривала на часы. Было почти десять утра - скоро состоится вылет её мужа. Каждый раз, когда он выходил на работу, она волновалась за него. И, хотя на боевые полёты Валерия не посылали, она всё равно боялась - с лётчиком-испытателем может случиться всё что угодно. Во всяком случае, она давала себе оправдание - за своего любимого мужа переживает каждая женщина и это нормально.
   Наконец, электронные часы показали 10:00. Саша, их девятилетний сын, с радостным воскликом выбежал во двор, чтобы наблюдать за полётом отца. Вслед за ним вышла и Ольга.

   Сердце Валерия затрепетало. Он и глазом не успел моргнуть, как истребитель набрал достаточную для подъёма скорость. "Невероятная мощность", - подметил пилот, выждал еще секунду и дёрнул штурвал на себя.
   - База, начинаю подъём. Машина хорошо слушается, резвая штука. Приём.
   - База. Вас поняли. Продолжайте набирать высоту.
   Поднятый носом к небу истребитель стремительно поднимался вверх, выгибая дугу.

   - Эта фигура называется коброй, - сказал Саша своим друзьям и соседям, собравшимся посмотреть на испытание новой техники. Он с восхищением наблюдал за каждым полётом отца, ведь в будущем тоже хотел стать лётчиком. Саша мысленно представил себя в кабине пилота и продолжил, - это восхитительно!
   Ольга, скрестив пальцы, молча наблюдала за полётом.

   Стрелка альтиметра медленно выравнивалась. Валерий парил над облаками на высоте восемнадцати километров над уровнем моря.
   - Скиф. Высота восемнадцать тысяч триста метров. Все приборы работают отлично.
   - Скиф, это База, повторите свою высоту.
   - База, повторяю, высота восемнадцать тысяч триста метров.

   - Что-то идёт не так, - сказал один из диспетчеров. Все мгновенно повернулись к нему. - Наши радары показывают отметку четырнадцать тысяч двести метров. Показания не сходятся.
   - Как не сходятся? Кто проверял приборы?! - Взревел полковник. - Пусть опустится на пару километров вниз, посмотрим, что на этот раз радары покажут.
   - Скиф. Говорит База. Опуститесь до высоты шестнадцать тысяч метров.
   - База, вас понял, - донеслось из динамиков.
   Спустя несколько секунд пилот отрапортовал:
   - Высота шестнадцать тысяч метров, жду дальнейших указаний. Приём.
   Двое диспетчеров переглянулись. Определённо это казалось странным - радары показывали, что истребитель стремительно терял высоту.
   - Нужно отменять полёт, - осмелился сказать один из диспетчеров, - показания радаров не соответствуют действительности. Очевидно, что дело не в помехах.
   - Где вы раньше были, - разозлился полковник, - пусть продолжает. Пару манёвров можно и без радара выполнить.
   - Хорошо, - ответил диспетчер, надел наушники и скомандовал, - Скиф, говорит База. У нас возникли проблемы с позиционированием - радары неправильно отображают ваши данные. Дальнейшие операции прошу проводить с учётом этих проблем.
   - Вас понял.

   Саша всматривался в небо, ожидая, когда самолёт вновь появится в поле зрения. Ольга была вне себя от напряжения, что происходит там, за облаками, она не видела, а неизвестность очень давила на нервы.

   Всё произошло мгновенно. Электронные приборы одновременно выключились, на какую-то долю секунды включились, затем окончательно потухли. Короткое замыкание. Валерий сразу же понял, что рация не работает, потому что не стало слышно лёгкого потрескивания в наушниках. Тишина.
   - Нет! Нет, - пронеслось в голове пилота, - всё нормально, главное, что двигатели работают не на электричестве. - Он наклонил штурвал, чтобы развернуть истребитель.

   - Мы его потеряли.
   - Готовьте спасателей! Чёрт знает, чем это всё может закончиться. И найдите мне тех, кто проводил осмотр перед вылетом.
   Полковник взял бинокль, подошел к окну и стал всматриваться в небо, пытаясь заметить движение истребителя.

   Валерий сохранял спокойствие. В самом деле, электроника играла не такую уж и большую роль в его полёте. Посадить самолёт можно и без неё. Главное, чтобы вся остальная система работала стабильно. Он посмотрел на альтиметр, стрелка которого плавно передвигалась, отсчитывая высоту. Вот тот датчик, который никогда не подведёт.
   Пилот заметил небольшую вибрацию в правой стороне корпуса. Поняв в чём дело, он сбросил скорость. Вибрация уменьшилась, но не пропала. Это слегка напрягало.

   У Саши болела шея от опрокинутой вверх головы, но он не мог не смотреть на небо. Вот-вот появится истребитель его отца и начнёт выписывать фигуры высшего пилотажа. Во всяком случае так хотелось ребёнку.

   Сердце начало биться всё сильнее. Из-под обшивки пробивался небольшой дым. Валерий зажмурил глаза, а потом снова присмотрелся. Может показалось? Нет, не показалось. Небольшой дым идёт из того отсека, где располагается основная электроника. Быть может короткое замыкание спровоцировало возгорание? А еще эта вибрация... Из-за чего она? Надо быстро и аккуратно приземлиться. Валерий дёрнул штурвал, выровняв самолёт так, чтобы сопротивление воздуху было как можно меньшим. Вибрация прекратилась. На сердце как отлегло.

   - Кажется я его вижу. Вон там на три часа.
   Полковник повернулся и увидел истребитель. На сердце как отлегло.

   - Мама, вот он, - радостно воскликнул Саша.
   Ольга посмотрела на небо и стала быстро водить глазами в поисках чёрной точки. Наконец, заметила вдалеке движение. На сердце как отлегло.

   - Что-то не так!, - пронеслось в мыслях сразу у нескольких человек.
   Ольга, Саша и его друзья увидели тонкую чёрную полосу, которую оставлял самолёт.
   Полковник увидел струю дыма, вот только откуда именно она идёт он пока не видел.
   Валерий заметил, что одна из левых турбин вспыхнула. Вибрация снова набирала обороты. Он немного наклонил штурвал вбок, чтобы компенсировать потерю мощности одного крыла и выровнять этот злосчастный Каратель-17.
   Стрелка альтиметра показала высоту шесть тысяч метров и начала стремительно поворачиваться, что обозначало увеличение скорости падения.
   Как бы майор ни пытался удерживать истребитель прямо, у него это не получилось. Отказ одного из двигателей на таком мощном аппарате и при такой скорости неизбежно приводил к вращению.
   Валерий не покидал надежды восстановить контроль над Карателем. Перед его глазами мелькало то небо, то земля. Ослеплённый лучами солнца и сбитый с толку вращением самолёта, пилот увидел перед собой лицо жены и сына.

   - Не смотри, не смотри, - крикнула Ольга, но не смогла закрыть глаза ребёнку.
   Саша был испуган, но продолжал смотреть на падение отца. "Мой папа герой! Он всегда сможет найти лучшее решение. Сейчас он что-то сделает и всё станет на свои места".

   - Катапультируйся, катапультируйся, - шептал полковник, глядя в бинокль, - чёрт с ней с машиной, ТЫ целым вернись...

   Альтиметр приближался к отметке трёх тысяч метров. Истребитель хоть и поддавался управлению, но медленно. Валерию ни за что не успеть выровнять самолёт. Он хотел было уже катапультироваться, но вдруг заметил, что летит прямо в жилую зону. Собрав всю свою решимость, пилот сконцентрировался и постарался прочувствовать траекторию движения. Если не вовремя дёрнуть на себя штурвал, то он еще быстрее отправится к земле. Тем временем стрелка приближалась к отметке "2".
  
   Полковник никак не мог понять, почему Нагоров не катапультируется. Может и тут какая неполадка возникла? Но потом он проследил за траекторией движения и увидел, что самолёт летит прямо в жилую зону.
   "Ты знаешь что делаешь, подполковник", - полковник мысленно повысил майора в звании за его предприимчивый поступок.

   Тысяча метров. Валерий резко дёрнул штурвал на себя, а потом вбок. Истребитель, кувыркаясь, отклонился от прежнего курса.
   Восемьсот метров. Валерий еще раз сконцентрировался и посмотрел куда теперь летит его машина.
   Шестьсот метров. Жилая зона теперь где-то справа, ей ничто не грозит. Пора катапультироваться.
   Четыреста метров. Щелк-щелк. Чёрт, заклинило...

   Ольга всё-таки закрыла глаза сыну. Через секунду густой чёрный дым повалился из-за горизонта. На глаза навернулись слёзы.

   - Ты молодец, сынок, - сказал полковник. В диспетчерской повисло молчание и лишь сирены спасателей где-то там, вдалеке, нарушали эту тишину.

   Секунда. Секунда. Секунда... Время шло, дым становился всё гуще.

   - Смотрите, - крикнул один из соседских мальчиков.
   Все начали всматриваться в клубы дыма и наконец заметили среди них полукруглое очертание.
   - Это парашют, - воскликнула одна девочка и все тут же стали радостно кричать и подбадривать семью Нагоровых.

   - Я не сомневался в нём, - улыбнулся полковник прыгающим от радости диспетчерам. За свои годы он не раз сталкивался с трагичными событиями, поэтому научился сдерживать эмоции.

   Валерий был на волосок от смерти. Всё произошло так быстро: удар кулаком по тумблеру решил проблему с катапультированием, а потом он уже летел над обломками в клубах чёрного дыма. Он задыхался, но знал, что ему приказано долго жить. Он только что избежал смерти... Смерти сотен людей...
Рейтинг:  13  (Против: 0 | За: 13)

Просмотров: 969
Добавил: aNNiMON
Размещена: 18.08.2013 / 16:44
Рассказы
Категории

Мы в соцсетях

tw tg yt gt