Эквализация при сведении
от M_N
Привет Наконец приступаем к теории и практическим примерам. Ееееее!
В этой статье разберем базовую работу с эквалайзером.
Существует множество типов эквалайзеров, у каждого свои достоинства и недостатки, но ниже я буду использовать FabFilter Pro-Q 2. Это – графический эквалайзер. Универсальная вещь, которая годится больше для технической эквализации.
Интерфейс эквалайзера. FabFilter Pro-Q 2.
Для начала разберемся со шкалой. Внизу по горизонтали обозначена шкала частот в логарифмическом (или каком там, поправьте если что) масштабе.
По вертикали справа размечены шкалы уровня в децибелах – желтая предназначена для фильтров эквалайзера, а серая для спектроанализатора.
Теперь обозначим частотную полосу (добавим новый фильтр). Для этого нажимаем на желтой горизонтальной полоске дважды ЛКМ, и видим крупную точку. Теперь разберемся, что с ней делать дальше.
На скрине я отметил основные параметры, которые нам понадобятся для работы.
1. Спектроанализатор.
Рекомендую включить его в режим Pre+Post. В таком случае он будет показывать спектрограмму до обработки и после.
2. Добротность (Q-factor)
Википедия нам говорит:
«Добро́тность — параметр колебательной системы, определяющий ширину резонанса и характеризующий, во сколько раз запасы энергии в системе больше, чем потери энергии за время изменения фазы на 1 радиан. Обозначается символом Q.»
На деле это выглядит так (забегая вперед) – добротность 0.931:
Добротность 9.062:
Как видим, чем больше добротность, тем «колокол» на скрине уже.
3. Gain (уровень подъема/спада частотной полосы)
Измеряется в децибелах, понижает или повышает уровень группы частот.
4. Frequency (частота)
Изменяет положение фильтра на шкале частот.
5. Тип фильтра и интенсивность спада/подъема
Интенсивность спада выбирается в нижнем выпадающем списке и измеряется в децибелах на октаву. Мы может изменять его в пределах от 12 dB/oct до 96 dB/oct.
В списке ниже выбираем тип фильтра.
Bell (колокол)
Поднимает или опускает частоты внутри «колокола», размеры которого изменяются добротностью. Причем, уровень изменяется неравномерно – в центре подъем/спад будет больше, чем у краев.
Low/High Shelf (полочный фильтр)
Равномерно (не совсем) изменяет уровень частот слева или справа от себя.
Low/High Cut (срезающий фильтр)
«Срезает» частоты слева или справа от себя.
Band Pass
Комбинация Low и High Cut фильтров. Похож на колокол с одним отличием – срезает частоты слева и справа от себя.
Tilt Shelf
Комбинация Low и High Shelf фильтров.
***
С параметрами завершили. Кстати, большинство из них есть практически во всех эквалайзерах, и работают они так же.
Строение звука музыкального инструмента
Например, пропишу я аккорд соль-мажор на пианино, и посмотрю его спектроанализатором.
Я взял мажорное трезвучие (большая терция – малая терция), перенес третью ступень на октаву вверх и продублировал тонику октавой выше. Таким образом, в аккорд входят: соль малой октавы, рэ первой октавы, соль первой октавы и си первой октавы.
Давайте определим их частоты по стянутой мною с просторов нэта таблице:
Видим, что они находятся от 196 Гц до 494 Гц. Но почему тогда заполнен почти весь спектр частот?
Дело в том, что технически звучание инструмента состоит из:
1. Основной частоты ноты.
2. Низких производных частот (тех, что ниже основной частоты).
3. Высоких обертонов (тех, что выше основной частоты).
Именно обертона дают инструменту характерную, узнаваемую окраску. Теперь – немного практики.
Низко- и высокочастотная грязь
В тембре инструмента есть полезные гармоники, и вредные. Эквализация заключается в том, чтобы подчеркнуть одни, и убрать (либо понизить) другие.
Любой инструмент имеет свой характерный диапазон звучания. Например, у электрогитары полезные обертона редко уходят за 5-6 килогерц, тогда как у акустической гитары напротив, высокие частоты, вплоть до 15 килогерц, важны.
Все, что выходит за характерный диапазон инструмента, создает грязь в звучании. Их убирают срезающим фильтром эквалайзера.
Попробуем отфильтровать дорожку с гитарой.
Так она звучит без эквалайзера
(тот же аккорд на октаву ниже). Я специально пропустил ее через усилитель для акустической гитары, чтобы были слышны высокочастотные призвуки.
Итак, создаем фильтр High Cut, и медленно двигаем его справа налево до той частоты, за которой инструмент начнет терять свой естественный звук. Я остановился на частоте 4,9 кГц – инструмент стал звучать чуть глуше, но исчезли режущие уши верха.
Создаем фильтр Low Cut и двигаем его до основной частоты первой ноты аккорда – 102 Гц.
Теперь звучит так.
Разница может быть малозаметной, тем более на бытовых колонках и наушниках, однако в миксе она важна.
Работаем с обертонами
Как я говорил, обертона бывают полезными и вредными. На самом деле, в характерном диапазоне звучания инструмента все они важны. Есть просто гармоники, которые выбиваются по громкости по сравнению с остальными. Они создают грязь.
Такие обертоны называют резонансными.
Ищем резонансы
Вводим новый фильтр типа «колокол», ставим максимальную добротность, поднимаем его уровень минимум на 15-20 децибел, включаем воспроизведение дорожки и медленно поднимаем частоту от низких частот до высоких.
Внимательно слушаем, на какой частоте свист станет заметно громче относительно соседних частот. Это, возможно, и будет резонанс.
Главное – не перепутать его с основными частотами инструмента, с полезными обертонами, или излишне не понизить уровень резонансной частоты.
Понижаем уровень резонансов
Когда выбивающийся из общей картины обертон найден, мы понижаем уровень фильтра до 0 децибелл и продолжаем понижение до тех пор, пока грязь не уйдет. Обычно надобность опускать их ниже -6 дБ возникает редко.
Учтите – чем больше обертонов вы опускаете, тем «тоньше» становится звук.
Например, возьму аккорд «соль мажор» на пианино,
и намеренно вырежу в нем большинство выраженных обертонов.
Вот что получится.
Теперь возьмем аккорд, взятый на гитаре, с которым мы работали выше, и уберем в нем несколько резонансов (например, один примерно на 2 кГц слышно невооруженным ухом как некий металлический призвук).
Так выглядит обработка на эквалайзере:
А так она звучит.
Разница небольшая, но есть – звук чуть более глухой.
P.S. По хорошему счету, все эти обработки надо делать на студийных мониторах и студийных наушниках. От бытовых они отличаются равномерной АЧХ – т.е. все частоты они воспроизводят примерно с одинаковой громкостью.
Поскольку все эти блага стоят дорого, приходится какое-то время работать с бытовыми колонками и наушниками. И тут надо знать как минимум 4 вещи:
1. На маленьких колонках и динамиках (например, от телефона) вы ничего нормально не услышите. Отсутствие басов и выпирающая верхняя середина нормально мониторить звук не дадут. Поэтому если и берете бытовые колонки для этого, берите большие.
2. Все бытовые наушники звучат по-разному. Поэтому, если берете их, обязательно слушайте, на каких звук не мутный. Где хорошо слышны бас с верхами, при этом чтобы они уж слишком не выпирали. Лучше слышать хоть как-то, чем вообще никак.
3. Обязательно слушайте микс на разных устройствах.
4. Если вам кажется, что баса маловато, или верхов недостаточно, это может быть не так. Это может казаться из-за заниженных басов и задранных верхов на бытовой акустике. Поэтому в таком случае лучше посмотреть на спектр по приборам.
Основные частоты
Обычно, чтобы дать инструменту объем, тело, сделать его звучание жирнее, поднимают его основные частоты. Искать их можно так же, как резонансы, а можно использовать меньшую добротность и меньший подъем уровня полосы – кому как нравится.
Частота или группа частот поднимается фильтром «колокол» на 1-4 дБ, обычно этого хватает. Сравните.
Пианино (Galaxy Vienna Grand) чистая | обработанная
Малый барабан чистый | обработанный
Еще немного о частотных диапазонах
Частотный спектр условно делится на 4 части – бас, нижняя середина, верхняя середина и верх. Четкой границы между ними нет, каждый звукоинженер о них имеет свои представления.
Бас. Все до 120-200 Гц. В нем находятся основные частоты низких инструментов (бас, бочка, низкие том-томы и т.п.).
Нижняя середина. От 200 Гц до ~2-3 кГц. Очень важная часть спектра, т.к. в ней находится «тело» большинства инструментов.
Верхняя середина. 2-3 кГц – 6-10 кГц. Отвечают за разборчивость и читаемость. В ней лежат важные частоты человеческой речи.
Верха. От 6-10 кГц. Тут находится высокочастотная перкуссия, тарелки, хай-хет. Также этот диапазон отвечает за прозрачность звучания (на западе его называют Brilliance).
Есть еще пара условных диапазонов, о которых стоит знать.
Саб-бас. Часть басового диапазона, идущая до 40-60 Гц. Если у вас нет нормального мониторинга саб-баса, лучше сюда не лезть.
Присутствие (Presence). Обычно находится в районе 4-6 кГц. Ее поднятие как-бы приближает инструмент к слушателю.
Эпилог
В общем, суть технической эквализации – убрать грязь с дорожек и решить частотные конфликты между разными инструментами в миксе. О частотных конфликтах я, возможно, еще расскажу.
Кто не знал – пробуйте, применяйте )
Только хочу учесть еще одну важную вещь. Многие хорошие библиотеки семплов уже как надо отэквализированы, и обработка им нужна минимальная. Так что если что-то звучит хорошо и так, пусть звучит себе дальше. Разве что лишний низ подрезать можно.
P.S. Мммм…… Даже не знаю, о чем написать в следующей статье. Есть масса интересных и важных тем, и я в раздумьях.
P.P.S. Конечно, примеры надо было кидать в WAV,а не в mp3, но будем надеяться, что оно не критично.
Следующая статья →Содержание
В этой статье разберем базовую работу с эквалайзером.
Существует множество типов эквалайзеров, у каждого свои достоинства и недостатки, но ниже я буду использовать FabFilter Pro-Q 2. Это – графический эквалайзер. Универсальная вещь, которая годится больше для технической эквализации.
Интерфейс эквалайзера. FabFilter Pro-Q 2.
Для начала разберемся со шкалой. Внизу по горизонтали обозначена шкала частот в логарифмическом (или каком там, поправьте если что) масштабе.
По вертикали справа размечены шкалы уровня в децибелах – желтая предназначена для фильтров эквалайзера, а серая для спектроанализатора.
Теперь обозначим частотную полосу (добавим новый фильтр). Для этого нажимаем на желтой горизонтальной полоске дважды ЛКМ, и видим крупную точку. Теперь разберемся, что с ней делать дальше.
На скрине я отметил основные параметры, которые нам понадобятся для работы.
1. Спектроанализатор.
Рекомендую включить его в режим Pre+Post. В таком случае он будет показывать спектрограмму до обработки и после.
2. Добротность (Q-factor)
Википедия нам говорит:
«Добро́тность — параметр колебательной системы, определяющий ширину резонанса и характеризующий, во сколько раз запасы энергии в системе больше, чем потери энергии за время изменения фазы на 1 радиан. Обозначается символом Q.»
На деле это выглядит так (забегая вперед) – добротность 0.931:
Добротность 9.062:
Как видим, чем больше добротность, тем «колокол» на скрине уже.
3. Gain (уровень подъема/спада частотной полосы)
Измеряется в децибелах, понижает или повышает уровень группы частот.
4. Frequency (частота)
Изменяет положение фильтра на шкале частот.
5. Тип фильтра и интенсивность спада/подъема
Интенсивность спада выбирается в нижнем выпадающем списке и измеряется в децибелах на октаву. Мы может изменять его в пределах от 12 dB/oct до 96 dB/oct.
В списке ниже выбираем тип фильтра.
Bell (колокол)
Поднимает или опускает частоты внутри «колокола», размеры которого изменяются добротностью. Причем, уровень изменяется неравномерно – в центре подъем/спад будет больше, чем у краев.
Low/High Shelf (полочный фильтр)
Равномерно (не совсем) изменяет уровень частот слева или справа от себя.
Low/High Cut (срезающий фильтр)
«Срезает» частоты слева или справа от себя.
Band Pass
Комбинация Low и High Cut фильтров. Похож на колокол с одним отличием – срезает частоты слева и справа от себя.
Tilt Shelf
Комбинация Low и High Shelf фильтров.
***
С параметрами завершили. Кстати, большинство из них есть практически во всех эквалайзерах, и работают они так же.
Строение звука музыкального инструмента
Например, пропишу я аккорд соль-мажор на пианино, и посмотрю его спектроанализатором.
Я взял мажорное трезвучие (большая терция – малая терция), перенес третью ступень на октаву вверх и продублировал тонику октавой выше. Таким образом, в аккорд входят: соль малой октавы, рэ первой октавы, соль первой октавы и си первой октавы.
Давайте определим их частоты по стянутой мною с просторов нэта таблице:
Видим, что они находятся от 196 Гц до 494 Гц. Но почему тогда заполнен почти весь спектр частот?
Дело в том, что технически звучание инструмента состоит из:
1. Основной частоты ноты.
2. Низких производных частот (тех, что ниже основной частоты).
3. Высоких обертонов (тех, что выше основной частоты).
Именно обертона дают инструменту характерную, узнаваемую окраску. Теперь – немного практики.
Низко- и высокочастотная грязь
В тембре инструмента есть полезные гармоники, и вредные. Эквализация заключается в том, чтобы подчеркнуть одни, и убрать (либо понизить) другие.
Любой инструмент имеет свой характерный диапазон звучания. Например, у электрогитары полезные обертона редко уходят за 5-6 килогерц, тогда как у акустической гитары напротив, высокие частоты, вплоть до 15 килогерц, важны.
Все, что выходит за характерный диапазон инструмента, создает грязь в звучании. Их убирают срезающим фильтром эквалайзера.
Попробуем отфильтровать дорожку с гитарой.
Так она звучит без эквалайзера
(тот же аккорд на октаву ниже). Я специально пропустил ее через усилитель для акустической гитары, чтобы были слышны высокочастотные призвуки.
Итак, создаем фильтр High Cut, и медленно двигаем его справа налево до той частоты, за которой инструмент начнет терять свой естественный звук. Я остановился на частоте 4,9 кГц – инструмент стал звучать чуть глуше, но исчезли режущие уши верха.
Создаем фильтр Low Cut и двигаем его до основной частоты первой ноты аккорда – 102 Гц.
Теперь звучит так.
Разница может быть малозаметной, тем более на бытовых колонках и наушниках, однако в миксе она важна.
Работаем с обертонами
Как я говорил, обертона бывают полезными и вредными. На самом деле, в характерном диапазоне звучания инструмента все они важны. Есть просто гармоники, которые выбиваются по громкости по сравнению с остальными. Они создают грязь.
Такие обертоны называют резонансными.
Ищем резонансы
Вводим новый фильтр типа «колокол», ставим максимальную добротность, поднимаем его уровень минимум на 15-20 децибел, включаем воспроизведение дорожки и медленно поднимаем частоту от низких частот до высоких.
Внимательно слушаем, на какой частоте свист станет заметно громче относительно соседних частот. Это, возможно, и будет резонанс.
Главное – не перепутать его с основными частотами инструмента, с полезными обертонами, или излишне не понизить уровень резонансной частоты.
Понижаем уровень резонансов
Когда выбивающийся из общей картины обертон найден, мы понижаем уровень фильтра до 0 децибелл и продолжаем понижение до тех пор, пока грязь не уйдет. Обычно надобность опускать их ниже -6 дБ возникает редко.
Учтите – чем больше обертонов вы опускаете, тем «тоньше» становится звук.
Например, возьму аккорд «соль мажор» на пианино,
и намеренно вырежу в нем большинство выраженных обертонов.
Вот что получится.
Теперь возьмем аккорд, взятый на гитаре, с которым мы работали выше, и уберем в нем несколько резонансов (например, один примерно на 2 кГц слышно невооруженным ухом как некий металлический призвук).
Так выглядит обработка на эквалайзере:
А так она звучит.
Разница небольшая, но есть – звук чуть более глухой.
P.S. По хорошему счету, все эти обработки надо делать на студийных мониторах и студийных наушниках. От бытовых они отличаются равномерной АЧХ – т.е. все частоты они воспроизводят примерно с одинаковой громкостью.
Поскольку все эти блага стоят дорого, приходится какое-то время работать с бытовыми колонками и наушниками. И тут надо знать как минимум 4 вещи:
1. На маленьких колонках и динамиках (например, от телефона) вы ничего нормально не услышите. Отсутствие басов и выпирающая верхняя середина нормально мониторить звук не дадут. Поэтому если и берете бытовые колонки для этого, берите большие.
2. Все бытовые наушники звучат по-разному. Поэтому, если берете их, обязательно слушайте, на каких звук не мутный. Где хорошо слышны бас с верхами, при этом чтобы они уж слишком не выпирали. Лучше слышать хоть как-то, чем вообще никак.
3. Обязательно слушайте микс на разных устройствах.
4. Если вам кажется, что баса маловато, или верхов недостаточно, это может быть не так. Это может казаться из-за заниженных басов и задранных верхов на бытовой акустике. Поэтому в таком случае лучше посмотреть на спектр по приборам.
Основные частоты
Обычно, чтобы дать инструменту объем, тело, сделать его звучание жирнее, поднимают его основные частоты. Искать их можно так же, как резонансы, а можно использовать меньшую добротность и меньший подъем уровня полосы – кому как нравится.
Частота или группа частот поднимается фильтром «колокол» на 1-4 дБ, обычно этого хватает. Сравните.
Пианино (Galaxy Vienna Grand) чистая | обработанная
Малый барабан чистый | обработанный
Еще немного о частотных диапазонах
Частотный спектр условно делится на 4 части – бас, нижняя середина, верхняя середина и верх. Четкой границы между ними нет, каждый звукоинженер о них имеет свои представления.
Бас. Все до 120-200 Гц. В нем находятся основные частоты низких инструментов (бас, бочка, низкие том-томы и т.п.).
Нижняя середина. От 200 Гц до ~2-3 кГц. Очень важная часть спектра, т.к. в ней находится «тело» большинства инструментов.
Верхняя середина. 2-3 кГц – 6-10 кГц. Отвечают за разборчивость и читаемость. В ней лежат важные частоты человеческой речи.
Верха. От 6-10 кГц. Тут находится высокочастотная перкуссия, тарелки, хай-хет. Также этот диапазон отвечает за прозрачность звучания (на западе его называют Brilliance).
Есть еще пара условных диапазонов, о которых стоит знать.
Саб-бас. Часть басового диапазона, идущая до 40-60 Гц. Если у вас нет нормального мониторинга саб-баса, лучше сюда не лезть.
Присутствие (Presence). Обычно находится в районе 4-6 кГц. Ее поднятие как-бы приближает инструмент к слушателю.
Эпилог
В общем, суть технической эквализации – убрать грязь с дорожек и решить частотные конфликты между разными инструментами в миксе. О частотных конфликтах я, возможно, еще расскажу.
Кто не знал – пробуйте, применяйте )
Только хочу учесть еще одну важную вещь. Многие хорошие библиотеки семплов уже как надо отэквализированы, и обработка им нужна минимальная. Так что если что-то звучит хорошо и так, пусть звучит себе дальше. Разве что лишний низ подрезать можно.
P.S. Мммм…… Даже не знаю, о чем написать в следующей статье. Есть масса интересных и важных тем, и я в раздумьях.
P.P.S. Конечно, примеры надо было кидать в WAV,а не в mp3, но будем надеяться, что оно не критично.
Баланс микса и панорама (+ практика). О звуке