Компрессоры. Принцип работы. Обзор некоторых VST-компрессоров.

от
Работа со звуком   компрессия, звук, принципы, основы, обзор компрессоров

<< Компрессия. Основы компрессии звука

Привет, юзернэйм :preved:

Хотел написать статью о чем-то другом, но подумал – все-таки чего-то предыдущей статье о компрессии не хватает. Поэтому сделаю дополнение. Расскажу о принципе работы компрессора, а также обзор кое-каких популярных VST-плагинов.


Принцип работы
Как я уже говорил, компрессор сжимает динамический диапазон звука. Пики, оказавшиеся выше порога, он понижает в N-е количество раз.

compressor_small.jpg
Это – наиболее общая схема его работы. Однако мы зайдем чуть дальше.

Feedback и Feedforward компрессоры
Компрессор состоит из 2х основных блоков:

1. Параметры (Атака, восстановление, колено и т.п.)
2. DCA / VCA

VCA – Voltage Controlled Amplifier (усилитель, управляемый напряжением). Он и выполняет функцию сжатия сигнала в аналоговом компрессоре.

В цифровых плагинах его функцию выполняет DCA – Digital Controlled Amplifier (усилитель, управляемый потоком цифровых данных).

Сигнал, поступающий на вход компрессора, разделяется на 2 копии: сжимаемый и управляющий.

Сжимаемый – сигнал, который обрабатывается.

Управляющий – сигнал, который, проходя через блок с параметрами, управляет сжатием.

Так в чем же разница между Feedback и Feedforward компрессорами? Взглянем на скрины:

feedback-compressor_small.jpg
Это – feedback-компрессор. Управляющая копия сигнала в нем берется на выходе. По такому типу делали старые модели компрессоров. Они работают медленно, но, как пишут на просторах сети, более музыкально.

feedforward-compressor_small.jpg
Это – Feedforward-компрессор. Управляющий сигнал в нем берется с входа. По такой схеме выполнено большинство современных приборов.

Peak и RMS компрессия
VCA/DCA-модуль может реагировать как на реальный уровень пиков (Peak), так и на среднеквадратичный их уровень (RMS, Root Mean Square).

В режиме RMS компрессор работает мягко и аккуратно.

Sidechain

Бывает такое, что в качестве управляющего сигнала можно взять не копию обрабатываемого, а совсем другой сигнал.

sidechain_small.jpg
Таким образом, можно, например, заглушить бас или пэд в момент звучания бочки.


Обзор VST-компрессоров
В этом разделе я рассмотрю большинство компрессоров, которыми пользовался сам.

FabFilter Pro-C 2
Это – очень функциональный плагин, который включает в себя все, что только можно придумать. Универсальная вещь. Поэтому с него и начну обзор.

FabFilter_Pro-C.jpg
Обо всех его функциях я не расскажу, ибо не всем пользуюсь, не все пригождается, но по основным пунктам пройдем.

1. Регулятор порога (Threshold)
2. Регулятор степени компрессии (Ratio)
3. Атака (Attack)
4. Восстановление (Release)
5. Выходной уровень, можно установить автовосстановление – когда уровень выходного сигнала подгоняется под входной автоматически.
6. Режимы работы колена (Clean, Classic, Opto, Vocal, Mastering, Bus, Punch, Pumping). В разных режимах колено несколько меняет свою форму, и по-разному изменяется при регулировке его от жесткого до мягкого.
7. Регулировка колена от жесткого до мягкого.
8. Работа с управляющим сигналом. Как видим, его можно даже немного отэквализировать.

Также, как видим, в плагин встроен анализатор, позволяющий видеть сигнал до и после обработки, а также то, что делает с ним компрессия.

Вот, какое действие оказывает он на звук. Вообще – не хотел вставлять примеры, т.к. разницу в работе разных компрессоров сложно услышать, тем более в mp3 128 kbps, но мало ли.

Чистый:


Обработка:


MCompressor
Плагин от MeldaProduction (вроде так называется), который потребляет мало ресурсов, но работает как надо. Использую иногда в качестве замены Pro-C 2.

MCompressor.jpg
Думаю, не стоит показывать, что где у него находится – все основные параметры легко находятся в верхней части интерфейса.

Чистый:


Обработка:


T-RackS Classic Comp
TRacksClassicComp.jpg
Обратите внимание:

1. Компрессор имеет срезающий фильтр низких частот (Low-Cut) на управляющем сигнале.
2. Тут есть простой стереорасширитель. Хз зачем, никогда им не пользовался, может чтоб бас по центру делать… Хотя вряд ли.

Также тут нет порога и плеча – мы просто добавляем входной уровень ручкой Input Drive, смотрим на «аналоговой» шкале степень компрессии (в децибелах) и восстанавливаем уровень ручкой Output.

Я часто обрабатываю этим компрессором ударную установку (как ее элементы по отдельности, так и всю установку).

Чистый:


Обработка:


FG-116
Это компрессор от Slate Digital – весьма распиаренный производитель, и, как по мне, не зря.

FG-116.jpg
Тут все так же, как в компрессоре выше – ручкой Input наваливаем входной уровень, на индикаторе смотрим уровень компрессии, ручкой Output восстанавливаем сигнал.

Ручкой Mix в правом нижнем углу можно регулировать баланс между чистым и обработанным звуком. Также тут есть подавитель шумов (Noise Reduction). Точно не знаю, что это за муть такая – скорее всего, отключает эмуляцию шумов, возникающих при работе этого прибора в «железном» варианте.

Да, это эмуляция работы реального аналогового компрессора. Кстати, большинство плагинов, которые я рассмотрю ниже – «программное» воплощение аналоговых приборов.

Чистый:


Обработка:


SSLComp (от Waves)
Эмуляция компрессора (какая именно модель, не написали) производителя Solid State Logic из набора плагинов Waves.

SSLComp.jpg
Что сказать… Работает жестковато. Нравится его ставить на бас.

Ручка Input тут почему-то называется Threshold, а Output – Make Up. Параметры Attack, Release и Ratio нельзя ставить какие угодно, они выбираются из нескольких имеющихся вариантов.

Чистый:


Обработка:


DBX-160 (от Waves)
DBX_160.jpg
Совмещает в себе компрессор с лимитером (наверное, потому и жрет ресурсы компа как лошадь). Обратите внимание – на каждый стереоканал можно установить свои настройки, но по умолчанию настройки обеих каналов синхронизированы.

Вверху располагается интерфейс компрессора. Тут всего лишь 3 параметра – Threshold, Compression и Output Gain.

Threshold. Работает так, как в Pro-C и MCompressor. Крутим влево – понижаем порог.

Compression. На самом деле это Ratio.

Output Gain. Компенсация выходного уровня.

Внизу располагается интерфейс лимитера (про лимитер, кстати, подробнее расскажу в других статьях). Все просто. Наваливаем Input, повышаем RMS трека.

Чистый:


Обработка: на спакесе

CLA-76 (от Waves)
1176.jpg
Эмуляция компрессора 1176LN.

ручкой Input наваливаем входной уровень, на индикаторе смотрим уровень компрессии, ручкой Output восстанавливаем сигнал.
Чистый:


Обработка: на спакесе

CLA-2A (от Waves)
CLA-2A.jpg
Эмуляция древнего лампового компрессора. Наваливаем Peak Reduction – повышаем уровень компрессии. Ручкой Gain компенсируем выходной сигнал. Ручкой Compress / Limit переключаемся между режимом компрессора и лимитера.

Ручкой HiFREQ можно срезать лишний низ на управляющем сигнале, а кнопками напротив ANALOG – включить или отключить эмуляцию шумов от электросети.

Чистый:


Обработка: на спакесе

R-Compressor (от Waves)
r-compressor.jpg
Это – собственная разработка Waves, существующая только в виде VST-плагина. Годная вещь, мне нравится :-D

Ручкой Threshold понижаем порог, ручкой Ratio ставим соотношение, ручкой Gain компенсируем выходной уровень.

Чистый:


Обработка: на спакесе

Renaissance Axx (от Waves)
Renaissance-Axx.jpg
Примерно то же, что и R-Compressor, но работает чуть иначе (видимо, предустановленное время восстановления маленькое). Использую его, когда надо уплотнить звук и получить четкую атаку.

Чистый:


Обработка: на спакесе


Эпилог
Пожалуй, тему с основами компрессии можно завершить )

Насыщение и искажения звука >>

---

Другие статьи из серии

[софт]
Открыть спойлер

[обработка]
Открыть спойлер
+4   4   0
125

  © aNNiMON (Melnik Software)
Онлайн: 31 (1/30)
 
Яндекс.Метрика