Баланс микса и панорама (+ практика). О звуке
от M_N
Эта статья будет короткая, простая, но очень важная. Ее я, по хорошему счету, должен был написать в первую очередь. Я расскажу о балансе и панораме. И будет немного практики )
Отстроить баланс между аудиодорожками – главный навык в сведении. Микс с правильно отстроенными уровнями уже зазвучит хорошо без обработок, тогда как кривой баланс не спасет ничто.
Также я расскажу немного о звуке.
Отстраиваем баланс
Перед нами такой микс:
На всякий случай, разберемся, что перед нами на пульте:
1. Мастер-канал. На него идет сигнал со всех дорожек (каналов).
2. Фейдер мастер-канала. Двигается вверх-вниз, изменяет уровень (громкость, хотя так говорить не совсем правильно) сигнала на мастер-канале.
3. Индикатор уровня сигнала на мастер-канале.
4. Фейдер аудио- или инструментального канала.
5. Индикатор уровня аудио- или инструментального канала.
Как видим, перкуссия выпирает, бочка выпирает, бас не слышно, на мастер-канале перегруз. Одним словом – каша. Так это звучит:
Как все исправить?
Запас громкости (Headroom)
Цифровой звук устроен так, что его уровень не может быть выше 0 децибелл. Если все же он его превышает, возникает клиппинг – весь сигнал выше нуля просто срезается.
Чтобы этого не возникало, делают запас по уровню, т.е. чтобы уровень сигнала на дорожках не превышал определенное значение – headroom. Существуют разные стандарты, но я отстраиваю все от -12 дБ.
Итак, для начала опускаем фейдеры на -12 децибелл.
Уровни
Теперь займемся отстройкой уровней отдельных инструментов. Все, что я скажу ниже, весьма условно, зависит от стиля музыки, но это – отправные точки, от которых нужно отталкиваться в дальнейшем.
Вот как я отстраиваю инструменты.
Бочка: -12 дБ
Бас: -13…-14 дБ
Ритм-гитары, пианино, и похожие аккомпанирующие инструменты: -12…-14 дБ
Скрипки: -17…-20 дБ (или еще ниже – если звучат высоко)
Лиды: -17…-24 дБ
Высокочастотная перкуссия: -24 дБ и ниже (хотя бывают случаи, когда ее можно поднять и до -14 или -12 дБ).
Пэды: -20 дБ и ниже (чем выше тембр пэда, тем ниже его уровень)
И т.д., можно продолжать и продолжать. Общий принцип такой:
1. Чем выше звучание инструмента, тем ниже его уровень.
2. Солирующие инструменты, или те, на которых хочется сделать акцент в миксе, поднимаем чуть выше, чем надо.
На счет разных стилей музыки, вот что могу сказать из своего опыта:
* В рокешнике в плотных миксах сольник можно сделать выше относительно бочки на 3-4 дБ, чтобы его было слышно.
* Когда я делал хип-хоп на Audiojungle, я брал электронный 808-й бас, и делал его на -17…-20 дБ. Не смотря на такой низкий уровень, все звучит и хорошо себя чувствует.
Панорама
Тут также не существует жестких правил.
Во многих музыкальных стилях так сложилось, что низкочастотные инструменты (бас, бочка) располагаются по центру панорамы.
Малый барабан (сольник) и хлопки (Claps) также лучше оставить в центре.
Чтобы звучание перегруженной ритм- и соло-гитары было одновременно разборчиво, их часто панорамируют в разные каналы (главное, не жестко по разным каналам на 100%).
Высокочастотную перкуссию можно развести по панораме достаточно сильно (на 60-70%, или даже больше).
Вернемся к миксу
Так звучит наш трек из начала статьи с отстроенным балансом:
Да, грязновато, и чувствуется, что многим инструментам нужна компрессия (особенно сольной партии пианино). Но тут уже все более-менее на своих местах.
Ниже под спойлером я размещу скрин с отстроенными уровнями. Рекомендую не смотреть его сразу, а попробовать сначала отстроить баланс и панораму дорожек самостоятельно.
Дорожки в WAV Яндекс.Диск | Спакес
Дорожки в MP3 (объем архива ~1 МБ, хоть это и зашквар, сводить дорожки в мп3, но все же) Яндекс.Диск | Спакес
Открыть спойлер
О звуке
Поскольку в статье про эквализацию Владимир так ничего и не понял, расскажу о звуке с самых-самых основ.
Природа звука
Что такое звук? Википедия нам говорит:
Звук — физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде.
На деле это выглядит так:
Как видим, звуковые волны – чередование сжатых и разреженных областей воздуха (либо другой среды).
Из графика на рисунке видно, что пики синусоиды – области максимально сжатых или разреженных областей, тогда как 0 означает нормальное давление (состояние покоя).
Характеристики звуковых волн
Скорость звука в воздухе. При нормальном давлении и температуре она составляет 343 метра в секунду.
Период колебания. Время, за которое проходит звук, успевая сделать одно полное колебание – т.е. пока синусоида на графике успеет нарисоваться от точки А до точки Б:
Длина звуковой волны. Расстояние, которое проходит звук за один полный период колебания.
Частота. Количество полных колебаний в 1й секунде.
Звук в «дикой природе»
Обычно на графике он выглядит так:
Почему же так получается? Хотя бы по двум причинам:
1. Форма волны. Она далеко не всегда имеет вид идеальной (да и вообще) синусоиды.
2. Гармоники (обертоны). В природе сложно найти звук, который состоял бы из волны одной частоты. Обычно что-либо звучит на нескольких частотах одновременно.
Давайте я наглядно покажу это на спектроанализаторе. Представим, что по оси X у нас отложена частота, а по Y – уровень (громкость):
Как видим, звучание музыкального инструмента, да и вообще чего угодно – хоть кошки, которой наступили на хвост, состоит из основной частоты и обертонов, образованных от основной частоты.
Именно обертоны формируют звучание инструмента (тембр), и изменение их громкостей (уровней) меняет тембр.
***
Все, можно перечитывать статью об эквализации еще раз
Эпилог
Кидайте в коменты отстроенные тестовые треки )) Потренируйтесь на них работать с эквалайзером. А я еще подумаю, о чем бы написать в следующий раз
Компрессия. Основы компрессии звука