Обработка мастер-канала
от M_N
Привет, юзернейм!
Вот мы и добрались до заключительного процесса работы над миксом.
Зачем нужен мастеринг, или обработка мастер-канала?
Многие думают, что на этом этапе скрываются и исправляются все косяки сведения. Однако это не так.
Википедия нам говорит:
«Мастеринг звукозаписей — процесс подготовки и переноса записанной и сведенной фонограммы на какой-либо носитель для последующего размножения.»
То есть мастеринг – это финальная обработка звука под определенные стандарты.
Мы просто приукрашиваем звучание, делаем аудиозапись подходящей для определенных носителей, и подходящей для воспроизведения на тех или иных аудиосистемах.
По хорошему счету, мастерингом должен заниматься отдельный специалист на специализированной студии. Да, есть студии для мастеринга (как на картинке ниже) и специалисты, занимающиеся именно им.
Т.е. это – даже не работа звукоинженера, занимающегося сведением.
***
Но поскольку мы не мажоры, будем делать все в цифровой DAW. Возможно, даже в наушниках за 200 рублей
Приступим к делу.
Эквализация
Обычно я не зацикливаюсь на этом, и делаю только 2 вещи:
1. Срезаю лишние частоты Hi-Pass и Low-Pass фильтрами. Звуки частотой ниже 20 Гц и выше 18-20 кГц люди обычно не слышат, и все, что там находится – грязь, которую надо отфильтровать.
2. Если нужно, могу найти и убрать 2-3 резонансные частоты. Главное не перепутать их с основными частотами инструментов или важными обертонами, чтобы в итоге не пропал хет или какая-нибудь перкуссия.
Да, иногда все же приходится корректировать косяки микса на этапе мастеринга. Но если их слишком много, лучше вернуться обратно к сведению, и устранить все проблемы там.
Делаем громче!
Среднеквадратичный уровень (RMS).
Я уже рассказывал об RMS (Root Mean Square) уровне сигнала.
Кому интересно, как рассчитывается среднее квадратическое, вот, написано в Википедии довольно понятным языком (что, кстати говоря, странно для нее).
Также я рассказывал о динамическом диапазоне аудиозаписи – разнице между самой тихой и самой громкой нотой.
Как связаны динамический диапазон и RMS?
Взглянем на этот рисунок:
На графике упрощенное представление сигнала, его пиковый уровень в 0dB и RMS, который составляет примерно -18dB.
Как видим, сигнал имеет большой динамический диапазон – где-то уровень достигает 0dB, а где-то -30dB. Теперь сожмем его:
Разница между уровнями пиков значительно сократилась. И RMS теперь -6dB.
Следственно – чем уже динамический диапазон аудио, тем выше может быть его RMS-уровень без появления искажений.
Как влияет RMS на воспринимаемую громкость звука?
Давайте сравним два примера аудио.
Пиковый уровень: 0dB. RMS: -10dB.
Пиковый уровень: 0dB. RMS: -5dB.
Выходит, что трек с более высоким RMS звучит громче! Не смотря на то, что пиковый уровень его остался неизменным.
Значит – чтобы звук сделать громче, надо повысить его RMS, то есть сжать его. Так ведь?
Не совсем.
Тихие и громкие звуки в музыке очень важны. Без них не будет ни баланса, ни глубины, ни контраста. Все записи зазвучат «деревянно».
Каждый стиль музыки имеет свой характерный динамический диапазон, и, соответственно, типичные уровни RMS.
Например, в академической музыке (классике) вообще стараются не применять никакого сжатия и обработок. Все сводится к тому, чтобы сделать максимально качественную запись, которая ни в каких обработках нуждаться не будет.
Однако проблема возникает в том, что, например, динамический диапазон симфонического оркестра составляет 80 децибел, а человек в обычной комнате не сможет воспринимать записи с динамическим диапазоном выше 40 децибел. Он просто не услышит тихие звуки. Тогда приходится сжимать аудио.
А в танцевальной музыке, наоборот – динамический диапазон узкий, поэтому значения RMS там должны быть высокие. Вплоть до -5... -6.
Поэтому важно – не пережать.
Стандарты RMS
В наборе плагинов от T-Racks есть измеритель уровня Metering, в который забиты стандарты для некоторых популярных стилей музыки. Вот кое-какие из них:
Да, это – не жесткие рамки, но на это вполне можно ориентироваться.
К тому же, всегда можно закинуть чужой трек в секвенсор, измерить RMS-уровень и принять его за эталон.
И еще – важный момент. Измерять RMS надо по самому громкому и динамичному участку микса.
Как и чем сжимают аудио при мастеринге?
Помните, в статье «Компрессия. Основы компрессии звука» я выкладывал скрин:
Давайте поставим Ratio ∞:1 и посмотрим, что будет с сигналом выше порога.
Сигнал не преодолел порог. Вообще. Так вот – компрессор с экстремальными настройками Ratio (от 10:1 до ∞:1) становится лимитером. А если лимитер умеет сжимать сигнал с минимальными искажениями на выходе, он называется максимайзером.
Я люблю пользоваться максимайзером от iZotope Ozone.
На скрине – важные элементы:
1. Индикатор выходного пикового и RMS уровней.
2. Осциллограмма входного сигнала и график сжатия (синяя полоска сверху сверху).
3. Параметры порога и «потолка».
Чем они отличаются? Порог, Threshold – то же самое, что в компрессорах. Ceiling – максимальный выходной уровень.
Как видите, я установил Ceiling на -0.3dB. Это связано с тем, что некоторые аудиосистемы не способны воспроизводить аудио с уровнем 0dB без искажений, поэтому его надо занизить. Обычно -0,3 децибела хватает.
4. Характер сжатия (от быстрого до медленного), стереорасширение (судя по всему, сдвиг стереоканалов относительно друг друга) и подчеркивание транзиентов.
Обычно я сюда не лезу, устраивают настройки по умолчанию. Но можно чуть выделить транзиенты и нарулить стереорасширения.
5. Режимы работы максимайзера. Мне нравится, как работает IRC IV Modern.
***
Получается, достаточно поставить на мастер-канал один максимайзер, и все будет хорошо?
Конечно, можно... Но так добиться хороших результатов будет сложно. Послушайте трек, сжатый до -5dB RMS:
Явно слышны искажения на ритм-партии пианино (хотя я его пережал, но все же). Один максимайзер в цепи не будет работать так хорошо, как два. Всегда, если речь идет о сильном сжатии, два компрессора в цепи будут работать лучше, чем один. Поэтому перед максимайзером я ставлю софт клиппер «Classic Clipper» от T-Racks.
Я устанавливаю Slope (колено) в мягкий режим, выкручивая ручку до упора влево, Output на -0.3dB и Gain таким образом, чтобы клиппер едва задевал пики сигнала, что можно увидеть на шкале Gain Reduction.
Также вместо софт клиппера можно поставить Vintage Limiter от iZotope Ozone 7.
Как еще можно «помочь» максимайзеру?
Сатурация
В прошлой статье я говорил, что при искажении сигнала происходит срез пиков амплитуды. Значит, используя сатуратор, можно сгладить неровности динамики сигнала. Например, вот – осциллограмма сигнала без сатурации:
А вот – со значительным (для наглядности) искажением:
Почти нет никаких перепадов динамики.
Конечно, сильно искажать сигнал не надо, но в разумных пределах добавить насыщения можно.
Компрессия
Сейчас на мастер-канале я использую компрессоры от Slate Digital VBC FG-Gray, FG-MU и FG-Red. Сразу кидаю их в рэке:
Не смотря на то, что висит их тут куча, в большинстве случаев работает у меня только FG-MU с минимальным сжатием – он хорош тем, что можно больше воздействовать на стереосоставляющую сигнала, чем на моно.
Но сейчас у нас проблема в том, что в нашем треке на первом и втором аккорде «выстреливают» большие пики, которые не дают сжать его сильнее, и применить больше насыщения. На них просто возникают слышимые искажения.
Если нам не принципиальна громкость, можно эти пики не трогать. Иначе – избавляемся от них:
1. Смотрим на самый верхний компрессор (FG-Gray).
2. Делаем минимальную атаку (ручку до упора влево).
3. Понижаем порог до тех пор, пока пики не исчезнут. В данном случае хватило сжатия до -2dB, чтобы индикатор в микшере не выскакивал на пиках на 3-4 децибела.
Так же я добавил едва заметное сжатие на FG-MU.
Как приукрасить звук?
Обычно я использую плагины от iZotope Ozone – Exciter, Vintage Tape и Imager.
Эксайтером я обычно выделяю верхнюю середину, и немного верхов. Если это требуется, конечно. Редко добавляю нижнюю середину, т.к. можно запросто вместо улучшения звука добавить в него грязь.
Иногда можно использовать для открытия верхов FabFilter Saturn с пресетом Magic Mastering (хотя пресетами я почти никогда не пользуюсь).
Vintage Tape – эмулятор искажений записи на магнитной ленте. Его эффекта часто хватает без всяких настроек.
Imager я использую для подчеркивания стереосоставляющей микса.
Низ увожу в моно (но не полностью), выделяю верхнюю середину, и немного приподнимаю верха с нижней серединой.
Проверка микса перед мастерингом
Так получилось, что RMS формируют в основном низкие частоты. Не знаю, распространяется ли это на кинематики, классику, джаз и подобную музыку – с ней я не работал. Возможно нет, возможно – частично.
Но для музыки с высоким уровнем RMS надо делать такую проверку перед мастерингом:
1. Закидываем в секвенсор сведенный микс.
2. Вешаем на него плагины в такой последовательности: максимайзер, что-то способное отфильтровать все частоты кроме баса, и измеритель уровня RMS (может подойти T-Racks Metering).
3. Сжимаем трек до нужного нам RMS.
4. Срезаем все частоты до 120-140 Гц. Нам нужно, чтобы остался только басовый диапазон.
5. Смотрим RMS.
6. Отключаем фильтр.
7. Смотрим RMS трека.
Если у нас правильное сведение и аранжировка, RMS басового диапазона должно быть тише всего лишь на 2-3 децибела RMS трека. Если это не так – в сведении или аранжировке допущена ошибка.
Эпилог
Таким трек был до мастер-обработки
Таким получился трек после:
Я использовал такую цепочку эффектов:
* Компрессия
* Стереорасширитель
* Насыщение
* Софт клиппер
* Максимайзер
RMS трека поднимается до -6,2… -7 dB. Звучит плосковато, за то громко. Можно сжать еще сильнее:
RMS этого трека поднимается до -4,1 dB. Это максимум, до чего я смог сжать без хорошо слышимых искажений – громко, но плоско. Надо ли оно вам?
Я обычно не сжимаю треки выше -8dB RMS.
Также учтите – после всех сжатий и насыщений может поменяться баланс микса, и что-то станет выпирать. Например, в данном треке стала вылезать перкуссия, поэтому надо вернуться на этап сведения, и опустить ее уровень ниже.
Хорошо, если ваш компьютер позволяет проводить сведение и мастеринг в одном проекте, иначе придется тратить больше времени на открытие, закрытие проектов и экспорт.
Не стоит использовать слишком большие настройки эффектов. Можно запросто с чем-то переборщить, особенно с замыленным слухом. Вообще, лучше не делать мастеринг сразу после сведения.
***
На этом цикл статей по основам сведения можно завершить. Но это – не последняя статья. Ну, по крайней мере, так думаю я )
Думаю написать еще кое-что, а что… буду решать ))
Следующая статья →Вот мы и добрались до заключительного процесса работы над миксом.
Зачем нужен мастеринг, или обработка мастер-канала?
Многие думают, что на этом этапе скрываются и исправляются все косяки сведения. Однако это не так.
Википедия нам говорит:
«Мастеринг звукозаписей — процесс подготовки и переноса записанной и сведенной фонограммы на какой-либо носитель для последующего размножения.»
То есть мастеринг – это финальная обработка звука под определенные стандарты.
Мы просто приукрашиваем звучание, делаем аудиозапись подходящей для определенных носителей, и подходящей для воспроизведения на тех или иных аудиосистемах.
По хорошему счету, мастерингом должен заниматься отдельный специалист на специализированной студии. Да, есть студии для мастеринга (как на картинке ниже) и специалисты, занимающиеся именно им.
Т.е. это – даже не работа звукоинженера, занимающегося сведением.
***
Но поскольку мы не мажоры, будем делать все в цифровой DAW. Возможно, даже в наушниках за 200 рублей
Приступим к делу.
Эквализация
Обычно я не зацикливаюсь на этом, и делаю только 2 вещи:
1. Срезаю лишние частоты Hi-Pass и Low-Pass фильтрами. Звуки частотой ниже 20 Гц и выше 18-20 кГц люди обычно не слышат, и все, что там находится – грязь, которую надо отфильтровать.
2. Если нужно, могу найти и убрать 2-3 резонансные частоты. Главное не перепутать их с основными частотами инструментов или важными обертонами, чтобы в итоге не пропал хет или какая-нибудь перкуссия.
Да, иногда все же приходится корректировать косяки микса на этапе мастеринга. Но если их слишком много, лучше вернуться обратно к сведению, и устранить все проблемы там.
Делаем громче!
Среднеквадратичный уровень (RMS).
Я уже рассказывал об RMS (Root Mean Square) уровне сигнала.
Кому интересно, как рассчитывается среднее квадратическое, вот, написано в Википедии довольно понятным языком (что, кстати говоря, странно для нее).
Также я рассказывал о динамическом диапазоне аудиозаписи – разнице между самой тихой и самой громкой нотой.
Как связаны динамический диапазон и RMS?
Взглянем на этот рисунок:
На графике упрощенное представление сигнала, его пиковый уровень в 0dB и RMS, который составляет примерно -18dB.
Как видим, сигнал имеет большой динамический диапазон – где-то уровень достигает 0dB, а где-то -30dB. Теперь сожмем его:
Разница между уровнями пиков значительно сократилась. И RMS теперь -6dB.
Следственно – чем уже динамический диапазон аудио, тем выше может быть его RMS-уровень без появления искажений.
Как влияет RMS на воспринимаемую громкость звука?
Давайте сравним два примера аудио.
Пиковый уровень: 0dB. RMS: -10dB.
Пиковый уровень: 0dB. RMS: -5dB.
Выходит, что трек с более высоким RMS звучит громче! Не смотря на то, что пиковый уровень его остался неизменным.
Значит – чтобы звук сделать громче, надо повысить его RMS, то есть сжать его. Так ведь?
Не совсем.
Тихие и громкие звуки в музыке очень важны. Без них не будет ни баланса, ни глубины, ни контраста. Все записи зазвучат «деревянно».
Каждый стиль музыки имеет свой характерный динамический диапазон, и, соответственно, типичные уровни RMS.
Например, в академической музыке (классике) вообще стараются не применять никакого сжатия и обработок. Все сводится к тому, чтобы сделать максимально качественную запись, которая ни в каких обработках нуждаться не будет.
Однако проблема возникает в том, что, например, динамический диапазон симфонического оркестра составляет 80 децибел, а человек в обычной комнате не сможет воспринимать записи с динамическим диапазоном выше 40 децибел. Он просто не услышит тихие звуки. Тогда приходится сжимать аудио.
А в танцевальной музыке, наоборот – динамический диапазон узкий, поэтому значения RMS там должны быть высокие. Вплоть до -5... -6.
Поэтому важно – не пережать.
Стандарты RMS
В наборе плагинов от T-Racks есть измеритель уровня Metering, в который забиты стандарты для некоторых популярных стилей музыки. Вот кое-какие из них:
Да, это – не жесткие рамки, но на это вполне можно ориентироваться.
К тому же, всегда можно закинуть чужой трек в секвенсор, измерить RMS-уровень и принять его за эталон.
И еще – важный момент. Измерять RMS надо по самому громкому и динамичному участку микса.
Как и чем сжимают аудио при мастеринге?
Помните, в статье «Компрессия. Основы компрессии звука» я выкладывал скрин:
Давайте поставим Ratio ∞:1 и посмотрим, что будет с сигналом выше порога.
Сигнал не преодолел порог. Вообще. Так вот – компрессор с экстремальными настройками Ratio (от 10:1 до ∞:1) становится лимитером. А если лимитер умеет сжимать сигнал с минимальными искажениями на выходе, он называется максимайзером.
Я люблю пользоваться максимайзером от iZotope Ozone.
На скрине – важные элементы:
1. Индикатор выходного пикового и RMS уровней.
2. Осциллограмма входного сигнала и график сжатия (синяя полоска сверху сверху).
3. Параметры порога и «потолка».
Чем они отличаются? Порог, Threshold – то же самое, что в компрессорах. Ceiling – максимальный выходной уровень.
Как видите, я установил Ceiling на -0.3dB. Это связано с тем, что некоторые аудиосистемы не способны воспроизводить аудио с уровнем 0dB без искажений, поэтому его надо занизить. Обычно -0,3 децибела хватает.
4. Характер сжатия (от быстрого до медленного), стереорасширение (судя по всему, сдвиг стереоканалов относительно друг друга) и подчеркивание транзиентов.
Обычно я сюда не лезу, устраивают настройки по умолчанию. Но можно чуть выделить транзиенты и нарулить стереорасширения.
5. Режимы работы максимайзера. Мне нравится, как работает IRC IV Modern.
***
Получается, достаточно поставить на мастер-канал один максимайзер, и все будет хорошо?
Конечно, можно... Но так добиться хороших результатов будет сложно. Послушайте трек, сжатый до -5dB RMS:
Явно слышны искажения на ритм-партии пианино (хотя я его пережал, но все же). Один максимайзер в цепи не будет работать так хорошо, как два. Всегда, если речь идет о сильном сжатии, два компрессора в цепи будут работать лучше, чем один. Поэтому перед максимайзером я ставлю софт клиппер «Classic Clipper» от T-Racks.
Я устанавливаю Slope (колено) в мягкий режим, выкручивая ручку до упора влево, Output на -0.3dB и Gain таким образом, чтобы клиппер едва задевал пики сигнала, что можно увидеть на шкале Gain Reduction.
Также вместо софт клиппера можно поставить Vintage Limiter от iZotope Ozone 7.
Как еще можно «помочь» максимайзеру?
Сатурация
В прошлой статье я говорил, что при искажении сигнала происходит срез пиков амплитуды. Значит, используя сатуратор, можно сгладить неровности динамики сигнала. Например, вот – осциллограмма сигнала без сатурации:
А вот – со значительным (для наглядности) искажением:
Почти нет никаких перепадов динамики.
Конечно, сильно искажать сигнал не надо, но в разумных пределах добавить насыщения можно.
Компрессия
Сейчас на мастер-канале я использую компрессоры от Slate Digital VBC FG-Gray, FG-MU и FG-Red. Сразу кидаю их в рэке:
Не смотря на то, что висит их тут куча, в большинстве случаев работает у меня только FG-MU с минимальным сжатием – он хорош тем, что можно больше воздействовать на стереосоставляющую сигнала, чем на моно.
Но сейчас у нас проблема в том, что в нашем треке на первом и втором аккорде «выстреливают» большие пики, которые не дают сжать его сильнее, и применить больше насыщения. На них просто возникают слышимые искажения.
Если нам не принципиальна громкость, можно эти пики не трогать. Иначе – избавляемся от них:
1. Смотрим на самый верхний компрессор (FG-Gray).
2. Делаем минимальную атаку (ручку до упора влево).
3. Понижаем порог до тех пор, пока пики не исчезнут. В данном случае хватило сжатия до -2dB, чтобы индикатор в микшере не выскакивал на пиках на 3-4 децибела.
Так же я добавил едва заметное сжатие на FG-MU.
Как приукрасить звук?
Обычно я использую плагины от iZotope Ozone – Exciter, Vintage Tape и Imager.
Эксайтером я обычно выделяю верхнюю середину, и немного верхов. Если это требуется, конечно. Редко добавляю нижнюю середину, т.к. можно запросто вместо улучшения звука добавить в него грязь.
Иногда можно использовать для открытия верхов FabFilter Saturn с пресетом Magic Mastering (хотя пресетами я почти никогда не пользуюсь).
Vintage Tape – эмулятор искажений записи на магнитной ленте. Его эффекта часто хватает без всяких настроек.
Imager я использую для подчеркивания стереосоставляющей микса.
Низ увожу в моно (но не полностью), выделяю верхнюю середину, и немного приподнимаю верха с нижней серединой.
Проверка микса перед мастерингом
Так получилось, что RMS формируют в основном низкие частоты. Не знаю, распространяется ли это на кинематики, классику, джаз и подобную музыку – с ней я не работал. Возможно нет, возможно – частично.
Но для музыки с высоким уровнем RMS надо делать такую проверку перед мастерингом:
1. Закидываем в секвенсор сведенный микс.
2. Вешаем на него плагины в такой последовательности: максимайзер, что-то способное отфильтровать все частоты кроме баса, и измеритель уровня RMS (может подойти T-Racks Metering).
3. Сжимаем трек до нужного нам RMS.
4. Срезаем все частоты до 120-140 Гц. Нам нужно, чтобы остался только басовый диапазон.
5. Смотрим RMS.
6. Отключаем фильтр.
7. Смотрим RMS трека.
Если у нас правильное сведение и аранжировка, RMS басового диапазона должно быть тише всего лишь на 2-3 децибела RMS трека. Если это не так – в сведении или аранжировке допущена ошибка.
Эпилог
Таким трек был до мастер-обработки
Таким получился трек после:
Я использовал такую цепочку эффектов:
* Компрессия
* Стереорасширитель
* Насыщение
* Софт клиппер
* Максимайзер
RMS трека поднимается до -6,2… -7 dB. Звучит плосковато, за то громко. Можно сжать еще сильнее:
RMS этого трека поднимается до -4,1 dB. Это максимум, до чего я смог сжать без хорошо слышимых искажений – громко, но плоско. Надо ли оно вам?
Я обычно не сжимаю треки выше -8dB RMS.
Также учтите – после всех сжатий и насыщений может поменяться баланс микса, и что-то станет выпирать. Например, в данном треке стала вылезать перкуссия, поэтому надо вернуться на этап сведения, и опустить ее уровень ниже.
Хорошо, если ваш компьютер позволяет проводить сведение и мастеринг в одном проекте, иначе придется тратить больше времени на открытие, закрытие проектов и экспорт.
Не стоит использовать слишком большие настройки эффектов. Можно запросто с чем-то переборщить, особенно с замыленным слухом. Вообще, лучше не делать мастеринг сразу после сведения.
***
На этом цикл статей по основам сведения можно завершить. Но это – не последняя статья. Ну, по крайней мере, так думаю я )
Думаю написать еще кое-что, а что… буду решать ))
Как подружить бас с бочкой