Создаем музыку (LITE-версия). Часть 1
от M_N
<< Создаем музыку. Полная версия.
Всем привет!
Как я понял, у многих возникли трудности с пониманием статей о музыкальной теории, особенно про гармонию и первую часть статьи про создание мелодии. Вот я подумал, и решил сделать (ага, знаю – лучше поздно, чем никогда) версию вот этого вот всего, рассказанного максимально простым языком. Ну, насколько просто я смогу написать. Что ж, начнем!
Содержание:
>> Клавиатура фортепиано. Октава.
>> Гамма.
>> Ноты.
>> Чем различаются две октавы на клавиатуре фортепиано?
>> Пишем мелодию
>> Лады
Клавиатура фортепиано. Октава.
Она вам наверняка знакома:
Ок. Последовательность черных и белых кнопок. А чего их так много и что они значат? Смотрим скрин ниже:
Зеленым выделена часть клавиатуры размером в октаву (ну, почти – если только включить сюда белую клавишу справа, по которой проходит зеленая линия). Из таких последовательностей черных и белых кнопок состоит клавиатура фортепиано – просто продублированная N-е кол-во раз группа из 12 клавиш, т.е. октава.
Теперь последовательно понажимаем белые клавиши слева направо в выделенной части клавиатуры, включая клавишу, по которой проходит зеленая линия:
А теперь – справа налево! (начиная с клавиши с зеленой линией)
Как видим, каждой клавише соответствует свой звук. И звуки на клавиатуре расположены не как попало, а упорядочены по возрастанию тона от низких к высоким слева направо.
Гамма
Прозвучавшая последовательность звуков называется гаммой «до-мажор». То есть:
Последовательность белых клавиш от единицы до двойки включительно соответствуют нотам гаммы «до-мажор».
А теперь – определение гаммы и тоники из прошлых статей:
Гамма – восходящая или нисходящая последовательность нот (в пределах одной октавы), имеющая определенную тонику.
Тоника – нота, с которой начинается гамма (и ею же заканчивается).
Едем дальше…
Ноты
Музыкальный звук (нота) – это звук, обладающий основным тоном (высотой) и тембром (производными от основного тона гармониками).
Каждая нота в гамме имеет свое название.
Последовательность нот в гамме «до-мажор» такова: до, рэ, ми, фа, соль, ля, си. А тоника этой гаммы – нота «до».
Хм… А что значат черные клавиши? Да и неважно – для создания музыки можно обойтись без них. На первых порах.
Чем различаются разные октавы на клавиатуре фортепиано?
А что будет, если так же понажимать клавиши в соседних октавах? Хорошо, выше прозвучала первая октава. Теперь – вторая (соседняя справа):
Малая октава (соседняя слева, она на скрине не отображена):
Как слышим, все звуки в разных октавах различаются лишь высотой тона. В остальном они друг на друга похожи.
Пишем мелодию
В статье «Создаем музыку. Введение. Ритм.» я рассказывал о ритме и понятии ритмического рисунка. Вроде бы всем было понятно. Кто не читал – прочтите.
Что такое мелодия? Это – последовательность нот, положенная на ритмический рисунок.
Однако ноты должны быть не какие попало, их надо подбирать по кое-каким правилам.
1. Мелодия должна заканчиваться тоникой той гаммы, в которой она написана.
2. Нужно учитывать тяготение между нотами.
В звучащей последовательности нот не все они хотят «прийти» к соседним в равной степени. Между некоторыми нотами такая тяга сильнее, между другими слабее. Вот, например – послушайте последовательность нот от «ДО» до «СИ»:
При прослушивании возникает навязчивое желание, чтобы после последней ноты, СИ, прозвучала нота ДО соседней октавы. Вот так:
Это и есть тяготение.
Ноты в гамме, которые больше всего тяготеют к соседним ступеням, называют неустойчивыми. В гамме «до-мажор» это: рэ, фа, ля, си.
* Рэ тяготеет к до и ми;
* Фа тяготеет к ми;
* Ля тяготеет к соль;
* Си тяготеет к до.
Остальные ноты – до, ми, соль, устойчивые. Однако и среди них ноты ми и соль стремятся прийти к до, тонике гаммы «до мажор».
Итак, возьмем ритмический рисунок из статьи про ритм:
Если его простучать, звучит он так:
Попробуем придумать к нему мелодию… Эмммм… Скажем, так:
Первые два звука устойчивые – тоника, нота до, и соль. Однако третья нота, си, неустойчива, она стремится прийти к тонике, которая и звучит в качестве четвертой ноты (до октавой выше). Это и сделало мелодию логичной, завершенной, а не просто набором случайных звуков.
Лады
А теперь провернем фокус. Мы знаем, что тоника гаммы «до-мажор» – нота ДО. Но что, если мы в этой же последовательности нот примем за тонику ноту ЛЯ? Хм… Почему бы и нет:
Что изменилось? Да всё! Ноты абсолютно те же за исключением места, откуда мы их начинаем играть – теперь прозвучала такая последовательность: ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля. Гамма до-мажор звучала оптимистично, бодряще, а эта же навевает грустную, лиричную атмосферу.
Послушаем пример этой гаммы и мелодии, в ней написанной, из моей прошлой статьи:
Поэтому и называется эта гамма соответствующе – «ЛЯ минор». Либо, более полно, натуральный ля-минор. Почему натуральный? Потому что только существует еще как минимум две разновидности минора.
Фригийский минор
Тоника – нота МИ. Структура фригийского ми-минора выглядит так: ми, фа, соль, ля, си, до, рэ, ми.
Дорийский минор
Тоника – нота РЭ. Структура дорийского рэ-минора выглядит так: рэ, ми, фа, соль, ля, си, до, рэ.
***
Теперь – мажорные лады.
Лидийский мажор
Тоника – нота ФА. Структура выглядит так: фа, соль, ля, си, до, рэ, ми, фа.
Миксолидийский мажор
Тоника – нота СОЛЬ. Структура такова: соль, ля, си, до, рэ, ми, фа, соль.
***
Вот и все виды мажорных и минорных ладов, произведенных от гаммы до-мажор. Однако это не все – есть еще один лад, который не имеет тональности (т.е. он не мажорный и не минорный), и его стараются обходить стороной. Это – локрийский лад:
Как видите, каждый из ладов имеет свой уникальный эмоциональный оттенок. Это – очень важное качество, дающее всего лишь семи нотам мажорной гаммы способность выразить широкий спектр эмоций. А также мощный аргумент против мнения о том, что «нот всего семь, и ничего нового из них уже не напишешь».
Эпилог
Из материала выше мы узнали, что значат кнопки на пианино и как их правильно нажимать. Мы узнали, что такое гамма, и как делать из нее мелодию. А также узнали о том, как из 7 нот получить совершенно разные эмоции – о ладах.
В следующей статье мы узнаем об аккордах...
Следующая статья →Всем привет!
Как я понял, у многих возникли трудности с пониманием статей о музыкальной теории, особенно про гармонию и первую часть статьи про создание мелодии. Вот я подумал, и решил сделать (ага, знаю – лучше поздно, чем никогда) версию вот этого вот всего, рассказанного максимально простым языком. Ну, насколько просто я смогу написать. Что ж, начнем!
Содержание:
>> Клавиатура фортепиано. Октава.
>> Гамма.
>> Ноты.
>> Чем различаются две октавы на клавиатуре фортепиано?
>> Пишем мелодию
>> Лады
Клавиатура фортепиано. Октава.
Она вам наверняка знакома:
Ок. Последовательность черных и белых кнопок. А чего их так много и что они значат? Смотрим скрин ниже:
Зеленым выделена часть клавиатуры размером в октаву (ну, почти – если только включить сюда белую клавишу справа, по которой проходит зеленая линия). Из таких последовательностей черных и белых кнопок состоит клавиатура фортепиано – просто продублированная N-е кол-во раз группа из 12 клавиш, т.е. октава.
Теперь последовательно понажимаем белые клавиши слева направо в выделенной части клавиатуры, включая клавишу, по которой проходит зеленая линия:
А теперь – справа налево! (начиная с клавиши с зеленой линией)
Как видим, каждой клавише соответствует свой звук. И звуки на клавиатуре расположены не как попало, а упорядочены по возрастанию тона от низких к высоким слева направо.
Гамма
Прозвучавшая последовательность звуков называется гаммой «до-мажор». То есть:
Последовательность белых клавиш от единицы до двойки включительно соответствуют нотам гаммы «до-мажор».
А теперь – определение гаммы и тоники из прошлых статей:
Гамма – восходящая или нисходящая последовательность нот (в пределах одной октавы), имеющая определенную тонику.
Тоника – нота, с которой начинается гамма (и ею же заканчивается).
Едем дальше…
Ноты
Музыкальный звук (нота) – это звук, обладающий основным тоном (высотой) и тембром (производными от основного тона гармониками).
Каждая нота в гамме имеет свое название.
Последовательность нот в гамме «до-мажор» такова: до, рэ, ми, фа, соль, ля, си. А тоника этой гаммы – нота «до».
Хм… А что значат черные клавиши? Да и неважно – для создания музыки можно обойтись без них. На первых порах.
Чем различаются разные октавы на клавиатуре фортепиано?
А что будет, если так же понажимать клавиши в соседних октавах? Хорошо, выше прозвучала первая октава. Теперь – вторая (соседняя справа):
Малая октава (соседняя слева, она на скрине не отображена):
Как слышим, все звуки в разных октавах различаются лишь высотой тона. В остальном они друг на друга похожи.
Пишем мелодию
В статье «Создаем музыку. Введение. Ритм.» я рассказывал о ритме и понятии ритмического рисунка. Вроде бы всем было понятно. Кто не читал – прочтите.
Что такое мелодия? Это – последовательность нот, положенная на ритмический рисунок.
Однако ноты должны быть не какие попало, их надо подбирать по кое-каким правилам.
1. Мелодия должна заканчиваться тоникой той гаммы, в которой она написана.
2. Нужно учитывать тяготение между нотами.
В звучащей последовательности нот не все они хотят «прийти» к соседним в равной степени. Между некоторыми нотами такая тяга сильнее, между другими слабее. Вот, например – послушайте последовательность нот от «ДО» до «СИ»:
При прослушивании возникает навязчивое желание, чтобы после последней ноты, СИ, прозвучала нота ДО соседней октавы. Вот так:
Это и есть тяготение.
Ноты в гамме, которые больше всего тяготеют к соседним ступеням, называют неустойчивыми. В гамме «до-мажор» это: рэ, фа, ля, си.
* Рэ тяготеет к до и ми;
* Фа тяготеет к ми;
* Ля тяготеет к соль;
* Си тяготеет к до.
Остальные ноты – до, ми, соль, устойчивые. Однако и среди них ноты ми и соль стремятся прийти к до, тонике гаммы «до мажор».
Итак, возьмем ритмический рисунок из статьи про ритм:
Если его простучать, звучит он так:
Попробуем придумать к нему мелодию… Эмммм… Скажем, так:
Первые два звука устойчивые – тоника, нота до, и соль. Однако третья нота, си, неустойчива, она стремится прийти к тонике, которая и звучит в качестве четвертой ноты (до октавой выше). Это и сделало мелодию логичной, завершенной, а не просто набором случайных звуков.
Лады
А теперь провернем фокус. Мы знаем, что тоника гаммы «до-мажор» – нота ДО. Но что, если мы в этой же последовательности нот примем за тонику ноту ЛЯ? Хм… Почему бы и нет:
Что изменилось? Да всё! Ноты абсолютно те же за исключением места, откуда мы их начинаем играть – теперь прозвучала такая последовательность: ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля. Гамма до-мажор звучала оптимистично, бодряще, а эта же навевает грустную, лиричную атмосферу.
Послушаем пример этой гаммы и мелодии, в ней написанной, из моей прошлой статьи:
Поэтому и называется эта гамма соответствующе – «ЛЯ минор». Либо, более полно, натуральный ля-минор. Почему натуральный? Потому что только существует еще как минимум две разновидности минора.
Фригийский минор
Тоника – нота МИ. Структура фригийского ми-минора выглядит так: ми, фа, соль, ля, си, до, рэ, ми.
Дорийский минор
Тоника – нота РЭ. Структура дорийского рэ-минора выглядит так: рэ, ми, фа, соль, ля, си, до, рэ.
***
Теперь – мажорные лады.
Лидийский мажор
Тоника – нота ФА. Структура выглядит так: фа, соль, ля, си, до, рэ, ми, фа.
Миксолидийский мажор
Тоника – нота СОЛЬ. Структура такова: соль, ля, си, до, рэ, ми, фа, соль.
***
Вот и все виды мажорных и минорных ладов, произведенных от гаммы до-мажор. Однако это не все – есть еще один лад, который не имеет тональности (т.е. он не мажорный и не минорный), и его стараются обходить стороной. Это – локрийский лад:
Как видите, каждый из ладов имеет свой уникальный эмоциональный оттенок. Это – очень важное качество, дающее всего лишь семи нотам мажорной гаммы способность выразить широкий спектр эмоций. А также мощный аргумент против мнения о том, что «нот всего семь, и ничего нового из них уже не напишешь».
Эпилог
Из материала выше мы узнали, что значат кнопки на пианино и как их правильно нажимать. Мы узнали, что такое гамма, и как делать из нее мелодию. А также узнали о том, как из 7 нот получить совершенно разные эмоции – о ладах.
В следующей статье мы узнаем об аккордах...
Часть 2