Создаем музыку. Введение. Ритм

от
Работа со звуком   ритм, доля, метр, такт, длительность, темп, синкопа

:preved:

Вступление
Этой статьей я начинаю цикл об основах сочинения музыки. Им я хочу закрыть вопросы вроде:

«Ладно, ты написал, о сведении и инструментах создания музыки на ПК. Но как эту музыку сочинять?»

Кстати, серия статей о сведении и технических вопросах создания музыки на компьютере доступна под спойлером:

Открыть спойлер

Теперь перейдем к теме. Есть расхожее выражение, что музыка стоит на трех китах:

* Ритм
* Мелодия
* Гармония

И это правда. Ниже мы рассмотрим каждого их трех китов отдельно.

Кстати, да. Хотя во всех популярных DAW партии прописываются в виде квадратиков-полосок, для полноты картины я постепенно объясню основы нотной записи. Так будет удобно и наглядно.

Также я попытаюсь объяснить все термины максимально доступным языком, постараюсь отойти от заумных определений для того, чтобы материал был понятен для большего количества людей.

Желательно иметь при себе музыкальный инструмент, или программу, позволяющую писать музыку – чтобы укрепить с их помощью полученные знания.


Приступим…


Ритм
Музыка определенным образом организована во времени. Связь музыки с временем определяет ритм.

Зайдите в Google и наберите в строке поиска «метроном». Вы увидите это:

google_metronome.jpg 
Нажмите на треугольник в синем кружке в верхнем правом углу. Нажали? Если у вас все в порядке со звуком, вы услышите равномерное тиканье (удары метронома). Это – «каркас», на котором строится ритм и музыка в целом. Давайте разберемся с тем, что слышим.


Доля
Удары метронома разделяют время на равномерные отрезки, называемые долями. Итак, можно сказать, что:

Доля – равномерные отрезки времени. Или же более наворочено:

Доля – отрезок времени, на которые поделена ритмическая «сетка» композиции.
 
metr1.jpg
Доли бывают двух видов:

1. Акцентированные (сильные)
2. Неакцентированные (слабые)

Звучит это так.


Нечетные звуки – акцентируемые (сильные) доли (1,3,5,7) звучат громче, более выделяются на фоне четных, неакцентируемых (слабых) долей (2,4,6,8).


Метр
Как вы заметили, сильные и слабые доли расположены друг за другом с определенной закономерностью. И действительно – не бывает такого, чтобы сильные и слабые доли стояли в случайном порядке. Их расположение определяет метр.

Метр – закономерность расположения сильных и слабых долей.

Выделяют две основные закономерности:

1. Сильная-слабая

metr2.jpg

2. Сильная-слабая-слабая

metr3.jpg


Такт
Есть еще одна величина, на которые разбита ритмическая «сетка» – такт. Взгляните на изображение:

takt.jpg
Итак, мы видим 5 горизонтальных полосок (нотный стан), на которых расположена всякая малопонятная дичь. Нас интересуют 4 отмеченных элемента.

1 и 2. Размер такта. Верхняя цифра (1) указывает на количество долей в такте. Нижняя (2) – длительность одной доли (про длительностях я расскажу ниже в соответствующем разделе).

Выходит, что в данном случае в один такт входит 4 доли (1) длительностью каждой в 1/4 (2). Или же, говорят, этот такт имеет размер четыре четверти.

3. Тонкая вертикальная черта на нотном стане определяет границы такта. Т.е. она отделяет такты друг от друга.

4. Пауза длительностью 1/4 – совпадает с длительностью доли. Как видим, действительно, в такт вмещается 4 доли.


Темп
Темп – частота чередования долей.

Темп определяет длительность доли.

Обычно измеряется в количестве 1/4 долей в минуту. Например, популярный темп – 120 четвертных долей в минуту (либо, говорят, 120 ударов в минуту). Легко подсчитать, что длительность одной доли в данном темпе составит 500 миллисекунд.


Длительность
Для начала определим кое-какие понятия.

Музыкальный звук (нота) – это звук, обладающий основным тоном (высотой) и тембром (производными от основного тона гармониками).

Пауза – отсутствие всякого звука.

Музыкальные звуки и паузы длятся определенное время, называемое длительностью. Целая нота (1/1) занимает весь такт размером 4/4. Она может быть разделена на кратные двум части: 1/2, 1/4, 1/8, 1/16 и т.д.

(Да, на самом деле она может быть разделена на любую величину, но это пока для нас лишнее)

Вот так обозначаются ноты и паузы разных длительностей (до 1/16):

1_1-1_16_small.jpg
Следовательно, в 1/1 длительность вмещается две 1/2 длительности, четыре 1/4 длительности, и т.п.

В 1/2 вмещается две 1/4, четыре 1/8, восемь 1/16…

В 1/4 вмещается две 1/8, четыре 1/16, восемь 1/32, и так можно считать долго. Для наглядности нарисую схему:

notes_low.jpg

Ритмический рисунок
Ритмический рисунок – комбинация длительностей, подчеркнутых акцентами. Покажу на примере – поверх «сетки» набросаю простой ритмический рисунок:


Для большей наглядности покажу его на рисунке:

rhythm1_d_low.jpg
Сперва обратим внимание на новый элемент в нотной записи под цифрой 1 – вогнутая вниз дуга между 2й и 4й нотой. Это – лига. Она объединяет 2 или больше нот в одну, длительность которой будет составлять сумму этих нот. Таким образом, залигованные четвертная и половинная ноты будут звучать как одна нота длительностью 1/4 + 1/2.

Теперь посмотрим, на нотную запись и определим, из каких длительностей состоит ритм:

1/2 => 1/4 => 1/4 + 1/2 => 1/2


Синкопа
Обратите внимание на то, как на графике акценты ритмического рисунка ложатся под метр. Сильные акценты ритма совпадают с сильной долей, а слабые подчеркивают слабую долю. А что, если некоторые акценты ритмического рисунка будут располагаться на слабой доле? Как на этом рисунке:

rhythm2_d_low.jpg
Послушайте, как это звучит:


Появляется некая оживленность, грув во второй половине рисунка, где два ритмических акцента приходятся на слабые доли. Чтобы прочувствовать этот эффект лучше, сделаем размер доли 1/8:


rhythm3_d_low.jpg
Этот эффект дают синкопы. Давайте сформулируем определение:

Синкопа – несовпадение метрического акцента с акцентами ритмического рисунка.


Эпилог
Итак, мы ознакомились с основами ритма. Что мы узнали?

* В музыкальном произведении время поделено на равномерные отрезки – доли.
* Доли бывают сильные и слабые.
* Закономерность расположения сильных и слабых долей называется метр.
* Длительность доли определяет темп, измеряющийся ударами в минуту.
* Музыкальные звуки и паузы также имеют длительность.
* Поверх метрической «сетки» накладывается ритмический рисунок – комбинация длительностей нот и пауз.
* Ритмический рисунок имеет свои акценты, которые могут не всегда совпадать с метрическими акцентами.

Далее мы начнем знакомство со вторым «китом» музыки – мелодией…

А пока попробуйте прописать/сочинить с десяток ритмических рисунков :)

Создаем музыку. Мелодия. Часть 1 >>
+8   8   0
431

  © aNNiMON (Melnik Software)
Онлайн: 54 (3/51)
 
Яндекс.Метрика