Создаем мелодию. Часть 3 – диатонические лады.
от M_N
>> LITE-версия материала: Часть 1 | Часть 2
Диатонические лады
Сегодня я расскажу, как много красок кроется в семи нотах.
Будет очень классно, если у вас есть музыкальный инструмент – пианино, миди-клавиатура, гитара, да хоть баян. Если же нет, сойдет какой-нибудь софт, где можно писать музыку.
Ниже я покажу 7 диатонических ладов.
Диатонический лад – лад, который может быть построен на ступенях натурального мажора.
Желательно, чтобы в каждом ладу вы наиграли/насочиняли по несколько мелодий для того, чтобы понять их, «достать» из них характерные им эмоциональные оттенки.
Ионийский мажор (натуральный мажор)
Итак, садимся за музыкальный инструмент, или открываем пиано ролл вашей DAW, гитар про или что у вас есть, и вспоминаем предыдущий материал, где мы знакомились с ионийским ладом (натуральным мажором). Вот его строение:
А так звучит мелодия, написанная в этом ладу (из предыдущей статьи):
Как можно охарактеризовать настроение, передаваемое этой мелодией? Твердое, уверенное – вот первые образы, возникшие голове. Попробуйте наиграть/сочинить свою мелодию в ДО-мажоре, руководствуясь материалом прошлой статьи, и прочувствовать настроение ионийского лада, «достать» из него те или иные характерные ему эмоциональные оттенки.
Готово? Ок, идем дальше... Вспомним, как располагаются ноты ДО-мажорной гаммы на клавиатуре пианино:
А что, если принять за тонику третью ступень, ноту МИ? Тогда мы получим другой лад – фригийский минор.
Фригийский минор
Его устройство таково: полутон|тон|тон|тон|полутон|тон|тон.
Как изменится настроение? Ведь ноты мы оставили те же, поменяли лишь тонику. Давайте сыграем сначала восходящую и нисходящую последовательность звуков фригийского минора, а затем послушаем мелодию в этом ладу:
А изменилось оно глобально – вместо уверенности и твердости появилась легкая грусть, холод. Да, этот лад имеет холодное звучание из-за малой секунды между первой и второй ступенью.
Попробуйте сыграть/сочинить что-либо и в этом ладу.
***
Так образуются все производные от натурального мажора лады. И почти все они имеют два «настроения» (наклонения):
* Мажор – просветленное, радостное
* Минор – помраченное, грустное
Кстати говоря, мажор и минор – не значит «веселый» и «грустный». На самом деле «мажор» означает «большой», а минор – «малый» (что, в принципе, логично).
Дорийский минор
Теперь примем за тонику вторую ступень натурального мажора, и получим дорийский минор.
Так он устроен: тон|полутон|тон|тон|тон|полутон|тон.
Послушаем, как он звучит:
Не смотря на то, что это минорный лад, в нем слышится некая «просветленность» из-за того, что между 5-й и 6-й ступенью расстояние в 1 тон.
Лидийский мажор
Он образуется от четвертой ступени натурального мажора, и имеет структуру:
тон|тон|тон|полутон|тон|тон|полутон
Звучит он так:
Имеет ярко выраженное мечтательное настроение из-за того, что начинается с трех тонов – таким образом, между тоникой и 4-й ступенью образуется увеличенная кварта (или, как ее еще называют, тритон). Сама по себе звучит она страшно, настолько страшно, что в средневековье была какое-то время запрещена. Однако в лидийском ладу она дает совсем другой эмоциональный окрас.
Миксолидийский мажор
Образуется от 5-й ступени натурального мажора, и имеет такое строение:
тон|тон|полутон|тон|тон|полутон|тон
От натурального мажора он отличается лишь пониженной 7-й ступенью – т.е. тут между 7-й ступенью и тоникой расстояние 1 тон, а не полутон.
Если ионийский лад больше выражает твердость и уверенность, чем радость, миксолидийский наоборот – больше выражает радость, чем уверенность.
Эолийский минор (натуральный минор)
Строится от 6-й ступени натурального мажора и имеет структуру:
тон|полутон|тон|тон|полутон|тон|тон
Есть в нем грусть, лиричность – в самый раз под музыку в натуральном миноре рассказывать какие-нибудь поучительные истории с плохим концом )
Локрийский лад
Он строится от 7-й ступени натурального мажора:
Строение его таково: полутон|тон|тон|полутон|тон|тон|тон
В отличие от остальных диатонических ладов локрийский лад не имеет ни мажорного, ни минорного наклонения, т.к. его 1, 3 и 5 ступени образуют уменьшенное трезвучие (о трезвучиях расскажу ниже).
Так он звучит:
По настроению он чем-то похож на фригийский лад из-за пониженной 2-й ступени. Однако не передает ощущение легкости, некого печального величия из-за пониженной 5-й ступени. Она окрашивает его в тяжелые, мрачные тона.
Параллельные лады
Каждый мажорный лад имеет параллельный минорный, тоника которого расположена терцией ниже. Вот эти лады:
* Ионийский мажор – Ионийский минор
* Лидийский мажор – Дорийский минор
* Миксолидийский мажор – Фригийский минор
Немного о трезвучиях (забегая вперед)
Хм… Да, забегу вперед – как вообще понять, мажорный лад, или минорный? И что такое трезвучие?
Википедия нам говорит:
Трезвучие – аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям.
Что такое аккорд? Опять же, Википедия дает удобное определение:
Аккоорд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo – согласовываю) – сочетание трёх и более музыкальных звуков разной высоты, взятых одновременно.
Надо обратить внимание на то, какое трезвучие будет образовывать 1, 3 и 5 ступень лада – мажорное или минорное.
* Если между 1й и 3й ступенью малая терция, а между 3й и 5й – большая, получится минорное трезвучие:
Тогда и лад будет минорный.
* Если же наоборот – между 1й и 3й ступенью большая терция, а между 3й и 5й малая, выйдет мажорное трезвучие:
В таком случае лад будет мажорным.
Также есть уменьшенное трезвучие, состоящее из двух малых терций:
И увеличенное трезвучие, состоящее из двух больших терций:
Для наглядности я сделал таблицу с трезвучиями.
Эпилог
Сегодня мы познакомились с 7 диатоническими ладами:
1. Ионийский мажор (натуральный мажор)
2. Дорийский минор
3. Фригийский минор
4. Лидийский мажор
5. Миксолидийский мажор
6. Эолийский минор (натуральный минор)
7. Локрийский лад (без мажорного или минорного наклонения)
Мы узнали, что:
* Почти все диатонические лады имеют мажорную или минорную наклоненность.
* Каждый лад имеет свой эмоциональный оттенок.
* Каждый мажорный лад имеет параллельный себе минорный лад.
* Определить наклоненность лада можно, определив, какое трезвучие образует его 1, 3 и 5 ступени.
На этом тему завершаю. В следующей статье поговорим о третьем «ките» музыки – основах гармонии…
Следующая статья →Содержание
Диатонические лады
Сегодня я расскажу, как много красок кроется в семи нотах.
Будет очень классно, если у вас есть музыкальный инструмент – пианино, миди-клавиатура, гитара, да хоть баян. Если же нет, сойдет какой-нибудь софт, где можно писать музыку.
Ниже я покажу 7 диатонических ладов.
Диатонический лад – лад, который может быть построен на ступенях натурального мажора.
Желательно, чтобы в каждом ладу вы наиграли/насочиняли по несколько мелодий для того, чтобы понять их, «достать» из них характерные им эмоциональные оттенки.
Ионийский мажор (натуральный мажор)
Итак, садимся за музыкальный инструмент, или открываем пиано ролл вашей DAW, гитар про или что у вас есть, и вспоминаем предыдущий материал, где мы знакомились с ионийским ладом (натуральным мажором). Вот его строение:
А так звучит мелодия, написанная в этом ладу (из предыдущей статьи):
Как можно охарактеризовать настроение, передаваемое этой мелодией? Твердое, уверенное – вот первые образы, возникшие голове. Попробуйте наиграть/сочинить свою мелодию в ДО-мажоре, руководствуясь материалом прошлой статьи, и прочувствовать настроение ионийского лада, «достать» из него те или иные характерные ему эмоциональные оттенки.
Готово? Ок, идем дальше... Вспомним, как располагаются ноты ДО-мажорной гаммы на клавиатуре пианино:
А что, если принять за тонику третью ступень, ноту МИ? Тогда мы получим другой лад – фригийский минор.
Фригийский минор
Его устройство таково: полутон|тон|тон|тон|полутон|тон|тон.
Как изменится настроение? Ведь ноты мы оставили те же, поменяли лишь тонику. Давайте сыграем сначала восходящую и нисходящую последовательность звуков фригийского минора, а затем послушаем мелодию в этом ладу:
А изменилось оно глобально – вместо уверенности и твердости появилась легкая грусть, холод. Да, этот лад имеет холодное звучание из-за малой секунды между первой и второй ступенью.
Попробуйте сыграть/сочинить что-либо и в этом ладу.
***
Так образуются все производные от натурального мажора лады. И почти все они имеют два «настроения» (наклонения):
* Мажор – просветленное, радостное
* Минор – помраченное, грустное
Кстати говоря, мажор и минор – не значит «веселый» и «грустный». На самом деле «мажор» означает «большой», а минор – «малый» (что, в принципе, логично).
Дорийский минор
Теперь примем за тонику вторую ступень натурального мажора, и получим дорийский минор.
Так он устроен: тон|полутон|тон|тон|тон|полутон|тон.
Послушаем, как он звучит:
Не смотря на то, что это минорный лад, в нем слышится некая «просветленность» из-за того, что между 5-й и 6-й ступенью расстояние в 1 тон.
Лидийский мажор
Он образуется от четвертой ступени натурального мажора, и имеет структуру:
тон|тон|тон|полутон|тон|тон|полутон
Звучит он так:
Имеет ярко выраженное мечтательное настроение из-за того, что начинается с трех тонов – таким образом, между тоникой и 4-й ступенью образуется увеличенная кварта (или, как ее еще называют, тритон). Сама по себе звучит она страшно, настолько страшно, что в средневековье была какое-то время запрещена. Однако в лидийском ладу она дает совсем другой эмоциональный окрас.
Миксолидийский мажор
Образуется от 5-й ступени натурального мажора, и имеет такое строение:
тон|тон|полутон|тон|тон|полутон|тон
От натурального мажора он отличается лишь пониженной 7-й ступенью – т.е. тут между 7-й ступенью и тоникой расстояние 1 тон, а не полутон.
Если ионийский лад больше выражает твердость и уверенность, чем радость, миксолидийский наоборот – больше выражает радость, чем уверенность.
Эолийский минор (натуральный минор)
Строится от 6-й ступени натурального мажора и имеет структуру:
тон|полутон|тон|тон|полутон|тон|тон
Есть в нем грусть, лиричность – в самый раз под музыку в натуральном миноре рассказывать какие-нибудь поучительные истории с плохим концом )
Локрийский лад
Он строится от 7-й ступени натурального мажора:
Строение его таково: полутон|тон|тон|полутон|тон|тон|тон
В отличие от остальных диатонических ладов локрийский лад не имеет ни мажорного, ни минорного наклонения, т.к. его 1, 3 и 5 ступени образуют уменьшенное трезвучие (о трезвучиях расскажу ниже).
Так он звучит:
По настроению он чем-то похож на фригийский лад из-за пониженной 2-й ступени. Однако не передает ощущение легкости, некого печального величия из-за пониженной 5-й ступени. Она окрашивает его в тяжелые, мрачные тона.
Параллельные лады
Каждый мажорный лад имеет параллельный минорный, тоника которого расположена терцией ниже. Вот эти лады:
* Ионийский мажор – Ионийский минор
* Лидийский мажор – Дорийский минор
* Миксолидийский мажор – Фригийский минор
Немного о трезвучиях (забегая вперед)
Хм… Да, забегу вперед – как вообще понять, мажорный лад, или минорный? И что такое трезвучие?
Википедия нам говорит:
Трезвучие – аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям.
Что такое аккорд? Опять же, Википедия дает удобное определение:
Аккоорд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo – согласовываю) – сочетание трёх и более музыкальных звуков разной высоты, взятых одновременно.
Надо обратить внимание на то, какое трезвучие будет образовывать 1, 3 и 5 ступень лада – мажорное или минорное.
* Если между 1й и 3й ступенью малая терция, а между 3й и 5й – большая, получится минорное трезвучие:
Тогда и лад будет минорный.
* Если же наоборот – между 1й и 3й ступенью большая терция, а между 3й и 5й малая, выйдет мажорное трезвучие:
В таком случае лад будет мажорным.
Также есть уменьшенное трезвучие, состоящее из двух малых терций:
И увеличенное трезвучие, состоящее из двух больших терций:
Для наглядности я сделал таблицу с трезвучиями.
Эпилог
Сегодня мы познакомились с 7 диатоническими ладами:
1. Ионийский мажор (натуральный мажор)
2. Дорийский минор
3. Фригийский минор
4. Лидийский мажор
5. Миксолидийский мажор
6. Эолийский минор (натуральный минор)
7. Локрийский лад (без мажорного или минорного наклонения)
Мы узнали, что:
* Почти все диатонические лады имеют мажорную или минорную наклоненность.
* Каждый лад имеет свой эмоциональный оттенок.
* Каждый мажорный лад имеет параллельный себе минорный лад.
* Определить наклоненность лада можно, определив, какое трезвучие образует его 1, 3 и 5 ступени.
На этом тему завершаю. В следующей статье поговорим о третьем «ките» музыки – основах гармонии…
Основы гармонии в музыке