Создаем мелодию. Часть 1

от
Работа со звуком    мелодия, нота, лад, гамма, звукоряд, октава, интервалы, ступени, тоника

>> LITE-версия материала: Часть 1 | Часть 2

Содержание


Итак, из прошлой статьи я давал определение музыкального звука (ноты):

Музыкальный звук (нота) – это звук, обладающий основным тоном (высотой) и тембром (производными от основного тона гармониками).

Ноты различаются высотой тона. Однако высота эта у них не какая зря – давайте разберемся, как расположены ноты друг относительно друга по высоте.



Октавная система
Википедия нам говорит:

«Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза, воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука на разной высоте»

На этом свойстве построена октавная система и равномерно темперированный строй. Давайте возьмем два звука частотой 440 и 880 герц, и послушаем, как они звучат:


Действительно – очень схоже. Расстояние между двумя звуками, с частотой, отличающейся в 2 раза, и называется октавой.

Слышимый диапазон от 16 герц до 4 килогерц поделен на 8 октав (на самом деле можно поделить его на большее количество октав). Октавы в свою очередь поделены еще на 12 частей – 12 нот. Да-да, нот на самом деле 12, а не 7.

Для наглядности закину таблицу соответствия нот к частотам из статьи об эквализации:

https://annimon.com/ablogs/file865/note-freq.jpg

Расстояния между нотами
Давайте представим все музыкальные звуки в пределах октавы. Взгляните на изображение:

intervals_low.jpg
Как видите, частотный диапазон в 1 октаву разделен на 12 отрезков – 12 нот. Кстати, такая последовательность музыкальных звуков, когда они расположены друг за другом через 1 полутон, называется хроматической. И, да:

Полутон – минимальное расстояние между двумя нотами. То есть, если у нас октава разделена на 12 отрезков, полутон и является одним таким отрезком – расстоянием между двумя соседними нотами.

Также используется единица измерения в два полутона – тон.

Расстояние между нотами по высоте называется интервалом. Измеряются интервалы в тонах и полутонах. Впрочем, подробнее об интервалах поговорим чуть позже.


Гаммы. Названия нот. Расположение нот на клавиатуре фортепиано.
Определим понятия лада, звукоряда, гаммы и тоники:


Лад
Лад – это то, что задает определенное настроение в музыке, создает некоторую атмосферу. Слушая музыку вы наверняка слышали разные мелодии: веселые, грустные, теплые, холодные, мечтательные, загадочные, космические… Это все – разные музыкальные лады.

В сети есть множество определений данного понятия:

Открыть спойлер

Я так понимаю, человек, не имеющий понятия о теории музыки, ничего не поймет. Поэтому – вспомните рисунок выше, и взгляните на рисунок ниже:

ionian_low.jpg
Что приходит на ум, исходя из увиденного? Последовательность тонов и полутонов! Значит, можно сказать, что, структурно,

Ладопределенная последовательность тонов и полутонов в пределах одной октавы (кстати, в определенных случаях расстояния там могут быть и больше тона).

Также видим, что каждый тон или полутон лада стоит строго на своем месте – ступени.


Звукоряд, гамма, тоника
Итак, звукоряд – любая восходящая или нисходящая последовательность звуков.

Гаммавосходящая или нисходящая последовательность нот (в пределах одной октавы), имеющая определенную тонику.

Тониканота, с которой начинается гамма.

Т.е. как получается гамма? Берем какой-нибудь лад и накладываем его на хроматический звукоряд в нужное нам место. Получается гамма, тоникой которой будет нота, оказавшаяся на месте первой ступени лада.

Выходит, лад – что-то типа шаблона, на основе которого строятся гаммы.

***
Да… Все-же поясню такое понятие, как тональность. Википедия нам говорит, что тональность –

«Принцип лада, центральной категорией которого является тоника»

Заумные слова для неискушенного слуха, поэтому я нашел более понятное определение:

«Тональностьгамма, на которой построено музыкальное произведение»


Теперь поговорим про названия нот
В мире так заведено, что отправной точкой служит гамма «до-мажор» первой октавы (тоника – нота «до», как видно из названия), состоящая из 7 звуков (ступеней), шестая ступень которой (нота «ля») имеет частоту основного тона 440 герц. Вот почему ошибочно считают, что нот всего семь. Построена она на основе ионийского лада (натуральный мажор), который мы рассматривали выше.

Ноты гаммы «до-мажор» имеют такие названия:

* ДО | C (1-я ступень)
* РЭ | D (2-я ступень)
* МИ | E (3-я ступень)
* ФА | F (4-я ступень)
* СОЛЬ | G (5-я ступень)
* ЛЯ | A (6-я ступень)
* СИ | H (B) (7-я ступень)

Судя из структуры натурального мажорного лада, в данном случае расстояния между соседними нотами составляют 1 тон за исключением нот «ми-фа» и «си-до». Между ними расстояние в 1 полутон.

Теперь взглянем на клавиатуру фортепиано:

piano_low.jpg
Обратите внимание на белые клавиши – они соответствуют ступеням до-мажорной гаммы. В одной октаве их 7 штук.

Теперь взгляните на черные клавиши – там, где между двумя белыми клавишами расстояние в один тон, они добавляют недостающий полутон. Их 5 штук в одной октаве. Если сыграть последовательно белые и черные клавиши в пределах октавы, вы получите хроматическую гамму.


Гамма «до-мажор» на нотном стане
Итак, вспомните все, что было в прошлой статье о нотной записи. Что мы из нее извлекли:

* Увидели, как выглядит нотный стан
* Узнали, как обозначаются длительности нот и пауз
* Разобрались с обозначением размера и границ такта

Сейчас мы копнем глубже – обратите внимание на изображение:

C-dur.jpg
1. Так обозначается темп (в ударах в минуту) и размер доли. В данном случае у нас 120 ударов в минуту четвертными долями.

2. Это – скрипичный ключ. Он говорит, что на 2-й полоске снизу находится нота «соль».

3. Дополнительная полоска нотного стана – ее рисуют, когда на имеющихся полосках ноты не вмещаются.

Теперь обратите внимание на расположение нот:

* «До» расположена на нижней дополнительной полоске.
* «Рэ» – под первой нижней полоской.
* «Ми» – на первой полоске.
* «Фа» – между первой и второй полоской.
* «Соль» – на второй полоске. И так далее…

Логику уловили, да?


О знаках альтерации
Но ведь на нотном стане мы уместили только 7 нот в октаве! Где же недостающие 5? Так вот, чтобы указать на ноту, не входящую в до-мажорную гамму, используют знаки альтерации – они повышают, либо понижают определенную ноту на один или два полутона.

Взгляните на рисунок:

alt_low.jpg
Что мы видим? Существует 5 знаков альтерации:

1. Диез – повышает на 1 полутон.
2. Бемоль – понижает на 1 полутон.
3. Дубль-диез – повышает на 1 тон.
4. Дубль-бемоль – понижает на 1 тон.
5. Бекар – отменяет действие любого знака альтерации.

Знаки альтерации бывают при ключе, и случайные (перед нотой).

При ключе – располагаются вначале нотной записи после ключа и перед обозначением размера такта, действуют во всех октавах и во всех тактах.

Например, взгляните на указанные числом 1 примеры. Слева видим два диеза, стоящие на нотах ДО и ФА. Это значит, что эти ноты во всех октавах и во всех тактах будут играться на 1 полутон выше, в результате чего получится тональность «рэ-мажор» (то есть тоникой мажорной гаммы будет нота РЭ).

Справа видим один бемоль, стоящий на ноте СИ, что соответствует тональности ФА-мажор. Опять же – во всех тактах и во всех октавах эта нота будет играться на 1 полутон ниже.


Случайные знаки альтерации – пишутся перед нотой, действуют в пределах одной октавы и одного такта.

***
Следует помнить, что нот «СИ-диез», «ДО-бемоль», «МИ-диез» и «ФА-бемоль» не существует! Поскольку, как я говорил выше, между нотами МИ-ФА и СИ-ДО расстояние в 1 полутон.


Подробнее об интервалах
В этом разделе мы узнаем названия интервалов в пределах 1 октавы, и послушаем, как они звучат.


Прима. Расстояние между звуками – 0 полутонов. Просто 2 одинаковых звука.



Малая секунда. Расстояние между звуками – 1 полутон.



Большая секунда. 2 полутона (1 тон).



Малая терция. 3 полутона.



Большая терция. 4 полутона.



Кварта. 5 полутонов.



Увеличенная кварта. 6 полутонов.



Квинта. 7 полутонов.



Малая секста. 8 полутонов.



Большая секста. 9 полутонов.



Малая септима. 10 полутонов.



Большая септима. 11 полутонов.



Октава. 12 полутонов.



Как вы могли услышать, одни интервалы звучат «некрасиво», вторые – приятно, либо более-менее сносно. Так вот, неблагозвучные интервалы называют диссонансами, а приятные слуху – консонансами.

К диссонансам относят: малую секунду, увеличенную кварту (тритон), большую септиму.

Все остальные в большей или меньшей степени можно отнести к консонансам.


Эпилог
На этом я завершаю статью. Что мы узнали:
   * Слышимый диапазон звуковых частот поделен на 8 октав. Каждая октава также поделена на 12 равных частей – нот.
   * Расстояния между нотами называются интервалами, который измеряются в полутонах и тонах. Полутон – минимальное расстояние между двумя нотами. Тон – два полутона.
   * Настроение и атмосферу в музыке создает музыкальный лад. Его можно представить, как последовательность тонов и полутонов в пределах одной октавы, расположенных строго на своих ступенях.
   * Мы узнали, что при наложении лада на хроматическую последовательность звуков получается гамма, тоникой которой будет нота, пришедшаяся на первую ступень лада.
   * Мы узнали, что отправной точкой отсчета принята гамма «до-мажор». Она построена на ионийском ладу (натуральный мажор), и включает в себя 7 нот.
   * Узнали названия нот, их расположение на клавиатуре фортепиано и нотном стане. Познакомились со знаками альтерации.
   * Услышали, как звучат различные интервалы в пределах октавы и узнали, как они называются

В следующей статье мы попробуем сочинить мелодию…
  • +4
  • views 16426