Создаем мелодию. Часть 2
от M_N
>> LITE-версия материала: Часть 1 | Часть 2
Ок, после скучной теории переходим к более практичным вещам.
Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Тяготение между ступенями.
Вспомните из предыдущей статьи определения лада, которые я приводил из сети. В них были такие слова:
«Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий…»
Что это за устойчивые и неустойчивые звуки? Давайте разбираться! Вспомним схему натурального мажора:
Мы видим 7 ступеней лада. Дело в том, что они между собой не равнозначны – у них есть своя «иерархия». Ступени бывают:
* Устойчивые
* Неустойчивые
Неустойчивые ступени всегда хотят «прийти» к устойчивым. Или, как говорят, разрешиться в устойчивые. На рисунке ниже я наглядно покажу, как это работает:
Как видим, устойчивых ступеней всего три: 1, 3 и 5. Называются они тоника, медианта и доминанта. Причем, самая главная из них – 1-я, тоника. Хоть 3-я и 5-я ступени устойчивы, они все равно тяготеют к ней.
Неустойчивых ступеней четыре: 2, 4, 6 и 7 – верхняя вводная ступень, субдоминанта, субмедианта,
нижняя вводная ступень.
Взаимосвязаны они между собой следующим образом:
* 2 ступень тяготеет к 1-й и 3-й ступени
* 4 ступень наиболее тяготеет к 3-й ступени
* 6 ступень наиболее тяготеет к 5-й ступени
* 7-я ступень наиболее тяготеет к 1-й ступени
Тяготение бывает сильным и слабым. В принципе, все ступени разрешаются в любые более устойчивые, вне зависимости от того, какое между ними расстояние, но – чем меньше расстояние между ступенями, тем сильнее притяжение слабой к сильной. Таким образом, между 4 и 3 ступенью ионийского лада расстояние в 1 полутон, а между 4 и 5 – 2 полутона (1 тон). Значит, субдоминанта будет больше стремиться разрешиться в 3-ю ступень, чем в 5-ю.
Теперь – ближе к практике. Возьмем знакомую нам гамму «до-мажор»:
На изображении выше красными цифрами я пометил устойчивые ступени, а черными – неустойчивые. Получается, что на устойчивых ступенях в до-мажоре стоят ноты ДО, МИ и СОЛЬ. На неустойчивых – РЭ, ФА, ЛЯ и СИ.
Теперь прослушайте простую мелодию в до-мажоре:
Я сыграл последовательно ноты от 5-й к 1-й ступени, таким образом завершив мелодию на тонике. А теперь послушайте, что будет, если я завершу мелодию на 2-й ступени:
Тоже ничего, но возникает заметное желание прийти в тонику, вот так:
Теперь-то звучит более убедительно. Хорошо, попробуем завершить мелодию на доминанте, 5-й ступени:
Звучит более-менее, но что-то не то. Разрешим доминанту в тонику:
Пожалуй, самый убедительный вариант.
Мелодию можно завершить, разрешив в тонику вводные ступени.
Вводные ступени – располагаются по соседству с тоникой (2-я и 7-я). А вот и пример мелодии с ними.
Вообще, то, когда мы обыгрываем устойчивый звук, разрешая в него соседние неустойчивые, называется опеванием. Тут мы обыгрываем таким образом 5-ю ступень:
Итак, сочиняем мелодию
1. Вспоминаем первую статью о ритме, и придумываем какой-нибудь ритмический рисунок. Например, в последнем примере он был такой:
2. Берем любую гамму (в нашем случае – до мажор).
3. В рамках ритмического рисунка придумываем комбинацию нот в пределах гаммы, учитывая ее устойчивые, неустойчивые звуки и тяготение между ними. Стараемся закончить мелодию на тонике.
Потренируйтесь на музыкальном инструменте или в миди-редакторе, сочините с десяток мелодий
Эпилог
Теперь вы умеете сочинять мелодию )
В следующей статье я расскажу больше о ладах – о том, сколько эмоций находится в 7 нотах.
Следующая статья →Ок, после скучной теории переходим к более практичным вещам.
Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Тяготение между ступенями.
Вспомните из предыдущей статьи определения лада, которые я приводил из сети. В них были такие слова:
«Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий…»
Что это за устойчивые и неустойчивые звуки? Давайте разбираться! Вспомним схему натурального мажора:
Мы видим 7 ступеней лада. Дело в том, что они между собой не равнозначны – у них есть своя «иерархия». Ступени бывают:
* Устойчивые
* Неустойчивые
Неустойчивые ступени всегда хотят «прийти» к устойчивым. Или, как говорят, разрешиться в устойчивые. На рисунке ниже я наглядно покажу, как это работает:
Как видим, устойчивых ступеней всего три: 1, 3 и 5. Называются они тоника, медианта и доминанта. Причем, самая главная из них – 1-я, тоника. Хоть 3-я и 5-я ступени устойчивы, они все равно тяготеют к ней.
Неустойчивых ступеней четыре: 2, 4, 6 и 7 – верхняя вводная ступень, субдоминанта, субмедианта,
нижняя вводная ступень.
Взаимосвязаны они между собой следующим образом:
* 2 ступень тяготеет к 1-й и 3-й ступени
* 4 ступень наиболее тяготеет к 3-й ступени
* 6 ступень наиболее тяготеет к 5-й ступени
* 7-я ступень наиболее тяготеет к 1-й ступени
Тяготение бывает сильным и слабым. В принципе, все ступени разрешаются в любые более устойчивые, вне зависимости от того, какое между ними расстояние, но – чем меньше расстояние между ступенями, тем сильнее притяжение слабой к сильной. Таким образом, между 4 и 3 ступенью ионийского лада расстояние в 1 полутон, а между 4 и 5 – 2 полутона (1 тон). Значит, субдоминанта будет больше стремиться разрешиться в 3-ю ступень, чем в 5-ю.
Теперь – ближе к практике. Возьмем знакомую нам гамму «до-мажор»:
На изображении выше красными цифрами я пометил устойчивые ступени, а черными – неустойчивые. Получается, что на устойчивых ступенях в до-мажоре стоят ноты ДО, МИ и СОЛЬ. На неустойчивых – РЭ, ФА, ЛЯ и СИ.
Теперь прослушайте простую мелодию в до-мажоре:
Я сыграл последовательно ноты от 5-й к 1-й ступени, таким образом завершив мелодию на тонике. А теперь послушайте, что будет, если я завершу мелодию на 2-й ступени:
Тоже ничего, но возникает заметное желание прийти в тонику, вот так:
Теперь-то звучит более убедительно. Хорошо, попробуем завершить мелодию на доминанте, 5-й ступени:
Звучит более-менее, но что-то не то. Разрешим доминанту в тонику:
Пожалуй, самый убедительный вариант.
Мелодию можно завершить, разрешив в тонику вводные ступени.
Вводные ступени – располагаются по соседству с тоникой (2-я и 7-я). А вот и пример мелодии с ними.
Вообще, то, когда мы обыгрываем устойчивый звук, разрешая в него соседние неустойчивые, называется опеванием. Тут мы обыгрываем таким образом 5-ю ступень:
Итак, сочиняем мелодию
1. Вспоминаем первую статью о ритме, и придумываем какой-нибудь ритмический рисунок. Например, в последнем примере он был такой:
2. Берем любую гамму (в нашем случае – до мажор).
3. В рамках ритмического рисунка придумываем комбинацию нот в пределах гаммы, учитывая ее устойчивые, неустойчивые звуки и тяготение между ними. Стараемся закончить мелодию на тонике.
Потренируйтесь на музыкальном инструменте или в миди-редакторе, сочините с десяток мелодий
Эпилог
Теперь вы умеете сочинять мелодию )
В следующей статье я расскажу больше о ладах – о том, сколько эмоций находится в 7 нотах.
Создаем мелодию. Часть 3 – диатонические лады.